Анатомия для художников позвоночник

Анатомия для художников

У детей пропорции несколько иные. Живот может занимать две трети корпуса.

даже у худого ребенка живот ощутимо выдается вперед.

Лопатки находятся несколько выше, чем у взрослых, талия почти не выражена.

Старик. Старческое тело чем-то похоже на сдувшийся шарик — мы видим все те же

самые формы, но как бы не наполненные изнутри.

позвоночник искривляется, плечи опускаются. Нередко появляется горб.

Все эти «полупустые» объемы смещаются под действием силы тяжести — в данном случае вниз.

Античная скульптура Лакоон с сыновьями Крупный план

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ

ДИНАМИКА ФОРМЫ 8 2 СОКРАЩЕНИЯ

Мышцы «натянуты» на скелет, как жесткий резиновый костюм. Нелегко изучить все мышцы и кости — но необходимо это только медикам. Художники вполне обойдутся условными объемами.

Для нас важны те части тела, которые напрямую влияют на его видимую форму. Это «выпирающие» кости (грудная клетка, таз, лопатки, ключицы) и верхний слой мышц.

При движении кости меняют свое положение, не меняясь по форме. Но с мышцами другая история — они мягкие и «живые». Они пластично растягиваются, следуя за положением костей. Фигуры, построенные без учета этой пластики, всегда будут «деревянными».

Лопатка — довольно подвижная кость, и изменение ее положения значительно изменяет рельеф спины. Когда рука поднята вверх — чуть нихе подмышки образуется «горб»

в стороны — между лопатками возникает заметная бороздка. При поднятых руках

в районе лопаток появляются направленные вверх ямки,

в плечевом суставе — «заломы».

Если свести руки перед собой — спина становится почти гладкой. Приподнятые плечи делают гораздо более плавным трапецевидный скос спины к пояснице.

Если отвести руку назад — появляется ямка на границе лопатки, плюс залом в суставе по контуру мышцы руки.

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ

ДИНАМИКА ФОРМЫ

При такой позе становится видна дальняя от зрителя часть спины (которая скроется, если обе руки будут перед корпусом)

В анфас всегда четко видна продольная линия от пупка почти до шеи.

При поднятой руке рельеф груди «уходит», почти по прямой линии переходя в плечо.

При рисовании всю схему приводить не обязательно — достаточно набросать положение основных костей скелета и основных объемов мышц.

Важный момент — изгиб линии позвоночника. Нарисуйте положение таза, положение грудной клетки, соедините их медлу собой с учетом естественного искривления спины в пояснице — и понять расположение мышц будет гораздо проще.

Обратите внимание, как мышечный «костюм» следует за позой — растягивается, поджимается.

Разницу между идеальными простроенными формами

и живым телом «выучить» довольно сложно. Однако, поскольку каждый человек обладает индивидуальными «отклонениями от нормы», у художника появляется возможность нафантазировать и сказать, что так

Помните, что при построении линия, соединяющая таз и грудную клетку, не

совпадает с видимой бороздой позвоночника. Линия находится «внутри» фигуры, а борозда — на поверхности рельефа.

В сидячем положении у любого, даже самого худого человека появится живот.

Самые сложные ракурсы — когда разные части корпуса находятся в разных плоскостях. К примеру, здесь таз параллелен наблюдателю, а грудная клетка ухо-

В этой позе заметно, как при согнутой спине линия позвоночника становится выпуклой.

В этой позе грудная клетка «повисла» на лопатках. Выделяются мышцы, соединяющие лопатки и спину.

о плоскостях, на которых сидит или лежит человек, и вообще

о любых предметах, находящихся в контакте с фигурой. Они влияют на рельеф.

Еще один сложный ракурс — на этот раз в сокращение уходит тазовая область.

Обратите внимание, что человек несколько наклонен вправо. Это дает более резкие переходы объемов и более заметные складки с правой стороны.

Точка зрения чуть снизу — верхний контур спины образуется теперь не плечами, а лопатками, становится видна часть груди.

Караваджо Христос у колонны Фрагмент

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ ДИНАМИКА ФОРМЫ

9 4 СОКРАЩЕНИЯ

Пожалуй, сокращения корпуса — одна из сложнейших тем, ведь нам нужно «развернуть» требуемым образом всемьма сложносконструированную поверхность.

Чтобы понять, как объемы перекрывают друг друга, нужно нарисовать или представить себе фигуру в обычном ракурсе и провести прямые от всех ее ключевых точек к плоскости наблюдателя.

Для начала нужно построить ключевые объемы — грудную клетку, таз, лопатки, ягодицы. Наметить сечения ног и ключевых перепадов рельефа.

Затем «наложить» на нее наш резиновый костюм, припоминая, где именно находятся точки «крепления» ключевых форм к скелету в рассматриваемом ракурсе.

ключицы и трапецевидные мышцы спины как бы окольцовывают шею, соединяясь в районе плечей.

В столь резких ракурсах пропорции искажает перспектива.

Если сознательно усилить ее — возникнет ощущение большей динамики.

В этой позе человек лежит на животе, его плечи опущены.

Вогнутая часть поясницы почти не видна.

При построении сокращений все линии смешиваются, на основе подобного рисунка сложно представить себе конечный результат. Однако сам процесс рисования поможет вам «почувствовать» фору.

Контур верхней части когпуса ограничивается лопатками и грудью, нижний образуют ноги и ягодицы. Он как бы делится на две части.

В этом рисунке я попросила модель

выпрямить спину — поэтому перепады объемов минимальны.

Рельеф спины почти такой же, как вышел бы, если бы мы нарисовали обычный ракурс и потом сплющили его. Но лопатки все же немного перекрывают нижеследующие формы.

источник

Как рисовать человека? Торс. Анатомия для художника

Чтобы научиться рисовать человека, необходимо познакомиться с основами пластической анатомии. Ведь, внешние формы тела человека определяются главным образом скелетом и мышцами. В этой статье я начну с рисунка скелета. А далее мы поэтапно рассмотрим формы мышц, их расположение, а также некоторые пропорции туловища человека.

Грудная клетка и таз — это основа туловища. Между ними находятся мягкие ткани области живота. Его форма меняется в зависимости от положения грудной клетки или таза (повороты, наклоны), ведь, они соединены подвижной частью — позвоночником. При различных движениях форма тела меняется. Образуются выпуклости и впадины — так внешне проявляется работа мышц. Однако, кроме мускулатуры, на поверхности туловища, также, заметны некоторые кости. Например, это ключицы, надчревный угол грудной клетки, подвздошный гребень таза… (смотрите иллюстрацию).

Грудная клетка и таз — основа туловища. Поэтому начинающим художникам необходимо не только запомнить их форму, но и понимать как скелет влияет на внешний вид тела человека. Для этой цели я нарисовал соответствующие части скелета с двух сторон — спереди и сзади. Однако, кроме изучения форм, могут пригодиться и названия:

  1. Позвоночник;
  2. Грудная клетка;
  3. Таз;
  4. Грудина;
  5. Надчревный угол;
  6. Лопатка;
  7. Ключица;
  8. Подвздошный гребень;
  9. Подвздошная кость;
  10. Вертлужная впадина;
  11. Лонное сращение;
  12. Лонная кость;
  13. Седалищная кость;
  14. Копчик;
  15. Крестец.

Но для художника подробный рисунок скелета и названия — не главное. Здесь более важно понимание формы. Поэтому я сделал схематичный рисунок грудной клетки и таза. Он поможет увидеть основные особенности формы, ведь он лишён ненужных подробностей и обобщённо передаёт суть.

Когда логика крупных форм понятна, можно переходить к деталям. Поэтому рассмотрим элементы скелета, образующие плечевой пояс: лопатки и ключицы. Лопатки прилегают к задней стороне грудной клетки. В области акромиона они соединяются с ключицами. Посредством суставной впадины к лопаткам «крепятся» плечевые кости рук. Форму лопаток Вы можете увидеть на иллюстрации, там же указаны и основные элементы: гребень или ость лопатки, суставная впадина, акромион, клювовидный отросток.

Мускулатура

Как известно, мышцы расположены на скелете и приводят в движение отдельные его части. Для начинающих художников важно понять, что мышцы обусловливают рельеф тела, они имеют не только определённую форму, но и объём. Поэтому, рассматривая следующие рисунки мышц торса, обращайте внимание и на их форму, и на то, как они формируют объёмы отдельных частей туловища. Также нужно учитывать, что не все мышцы видны. Какие то из них лежат внутри, под теми мышцами, что на поверхности. Поэтому в этой статье обсуждаются только наиболее крупные и заметные мускулы.

Читайте также:  Туберкулез позвоночника симптомы лечение прогноз

Мышцы образованы волокнистой мышечной тканью. На рисунке направление этих волокон представлено направлением штриховки. Это направление соответствует движению, производимому данной мышцей. Учитывая это, Вы можете мысленно представлять какие мышцы отвечают за те или иные движения. Мышцы с одинаковой функцией объединяются в группу. Такие мышцы называются синергистами. Мышцы противоположного действия называются антагонистами. То есть, если одна группа мышц сгибает, то другая, наоборот, разгибает.

Каждая мышца состоит из мышечной части и сухожилий, при помощи которых она прикрепляется к скелету. Сухожилия имеют разную форму — форму шнура, ленты или даже пластинки. В третьем случае они называются апоневрозами. Мышцы покрыты прозрачными оболочками, называющимися фасциями. Мышцы «спрятаны» под слоем жировой ткани и кожного покрова. У более полных людей жировой ткани больше, поэтому она больше скрывает мускулатуру. У худощавых людей жировой ткани меньше, поэтому мышечные группы заметны лучше.

Для того, чтобы научиться рисовать портрет художнику нужно изучать формы, объёмы и пропорции. Однако в процессе изучения пластической анатомии может потребоваться и знание названий мышц. Рассмотрим эти названия:

  1. Грудиноключичнососцевидная мышца;
  2. Трапециевидная мышца;
  3. Дельтовидная мышца;
  4. Большая грудная мышца;
  5. Передняя зубчатая мышца;
  6. Прямая мышца живота;
  7. Наружная косая мышца живота;
  8. Подостная мышца;
  9. Широчайшая мышца спины;
  10. Разгибатель спины (лежит под апоневрозом широчайшей мышцы спины).

Тональный рисунок торса

После того как мы рассмотрели ключевые моменты из анатомии, приступим к тональному рисунку гипсовой модели торса. Эта модель предназначена для наглядного представления мускулатуры человека и очень помогает начинающим художникам в изучении анатомии. Не случайно её рисуют студенты художественных училищ и академии. Рисование гипсового торса очень помогает применить теоретические знания анатомии в практической работе над портретом. Выше я разместил два рисунка торса: вид спереди и со спины.

После построения, в рисунке следует передать светотень. И здесь мы приходим к необходимости чувствовать форму. Если в рисунке цилиндра всё просто — свет, полутень, тень и рефлекс ровно переходят друг в друга, то тут сложнее. Здесь мы наблюдаем свет и тень как на каждой отдельной мышце, так и на всём туловище в целом. На этом этапе обучения соединяются знания анатомии и основ академического рисунка.

Отдельно хочется поговорить о штриховке. В рисунке гипсовых геометрических тел часто применяют относительно длинные штрихи. В портрете же такая штриховка используется ограниченно. В рисунке человека чаще применяется штриховка из коротких штрихов. На иллюстрации видно как на каждой отдельной мышце штрихи укладываются по форме поверхности — штрихи как бы огибают форму. Поэтому и длина штрихов, и их направление, их пересечение будут зависеть от формы мускулов.

Но здесь есть ещё один секрет. В рисовании сложных форм к которым относится и портрет, хорошо использовать такой приём. Штрихи объединяются в группы и образуют как бы мазочки краски. Как в живописи объём «лепится» мазками кисти, так и в рисунке эти образные мазочки из штрихов «покрывают» поверхность формы. Каждый отдельный такой мазок отличается от соседнего направлением штриха. То есть получаются как бы маленькие плоскости из штриховки, которые «облегают» форму.

Это очень важный момент в рисунке. Если понять суть этого подхода, то Вы удивитесь как преобразятся Ваши работы. Но это всего лишь технический приём, который никак не заменит академическую грамоту. Он имеет смысл только в том случае, если имеются базовые знания — умение строить форму, передавать светотень, а также знать азы анатомии. Тогда этот стиль работы карандашом очень поможет в работе над портретом.

Пропорции человеческой фигуры

Следующее, на что нужно обратить внимание — это пропорции. Здесь можно много чего обсуждать, но в этой статье я затрагиваю только основные и самые важные для художника аспекты. Поэтому рассмотрим главное отличие в пропорциях мужской и женской фигур, которое принципиально важно в портрете. Оно заключается в различии ширины плечевого пояса и области таза. У мужчин плечевой пояс шире, чем таз и бёдра. У женщин, наоборот, плечи уже ширины таза и шейки бедра.

Эта особенность наблюдается в большинстве случаев. Однако, нельзя сбрасывать со счетов индивидуальные особенности. Например, у некоторых женщин ширина плеч может быть больше ширины области таза. Но это редко бывает. Несколько чаще встречаются случаи, когда женский плечевой пояс и таз с бёдрами равны.

Следующий важный момент в анатомии для художника — это, так сказать, изгибы силуэта фигуры человека относительно вертикальной оси, которые заметны в профиль.

Позвоночный столб — не прямой, он имеет выпуклую и вогнутую части. Они имеют соответствующие названия — «кифоз» и «лордоз». На иллюстрации Вы можете их наглядно видеть. Кроме s-образной формы позвоночника, форма бедренной кости и масса мышц-разгибателей визуально создают ощущение изгиба этой части ноги вперёд. То же самое ощущение, только в противоположную сторону, образуют мышцы голени. Получается подобная позвоночнику s-образная форма. Чтобы лучше видеть данную особенность человеческой фигуры я провёл вертикальную ось. Благодаря ей всё вышеперечисленное хорошо заметно.

Знание пластической анатомии и рисование человека с натуры

Когда художник рисует портрет конкретного человека с натуры, то, конечно, он старается передать его индивидуальные особенности, то, что видят его глаза. Но при этом художники не слепо срисовывают, а анализируют натуру. Нужно понять форму головы, туловища, рук. И тут на помощь приходят знания пластической анатомии. На какие характерные черты человека нужно обратить внимание? Какие детали следует обобщить? Как среди многочисленных подробностей выделить ключевые? Чтобы ответить на эти вопросы нужно знать анатомию. Например, грудная клетка и лопатки могут проступать через одежду и образовывать соответствующие складки на этой одежде. Но при этом художник видит большое количество самых разных складок. Какие из них он нарисует? Случайно выбранные? Или те, что образуются от лопаток и грудной клетки?

Данный пример показывает, что знание анатомии нужно не для того чтобы делать шаблонные рисунки мышц. Они нужны для реальной работы в живописи или рисунке, когда художник работает над портретом конкретного человека. Это можно сравнить с путешественником, рассматривающим карту местности. На карте всё схематично и просто. А в реальной местности можно заблудиться, так как пейзаж изобилует множеством подробностей. Если человек не знает местности, то он может легко потерять ориентацию. И здесь на помощь приходит карта, так как она подсказывает главное направление и основные ориентиры. Тот же принцип лежит и в применении знаний пластической анатомии в рисовании реального человека с натуры. В работе над портретом неопытные художники часто теряются в подробностях и не видят «главного направления». Понимание же основ анатомии помогает чувствовать уверенность в рисунке и живописи, ведь, тут мы уже не слепо срисовываем, а изображаем человека осмысленно.

источник

Анатомия и структура человека для художников. Мышцы и кости

Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека. Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела. Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.

Читайте также:  Сильный прогиб позвоночника в пояснице у ребенка

Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников, которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.

Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.

Кости

Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей, обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими. Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа. Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.

Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.

Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.

Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.

Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза. Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.

Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.

Мышцы

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

  • крупные поверхностные мышечные группы, которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
  • гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица.

Это все скелетные мышцы. Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон, каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки. Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тела: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

источник

Анатомия с Кеном Голдманом в рисовании

Кен Голдман преподает в школе искусств Атенеум в Ла Джолла, Калифорния, и ведет мастер-классы портретной живописи, анатомии для художников и пейзажа. Кен получил образование в Национальной академии Нью-Йорка, имеет много наград. Он выставлял свои работы на многочисленных коллективных выставках и выставлял свои работы на 30 индивидуальных выставках в Соединенных Штатах, Мексике и Европе. Его работы находятся в собраниях нескольких крупных музеев. Кен живет в Сан-Диего, Калифорния, со своей женой — художницей Стефани Голдман.

Туловище: вид спереди

Скелет
Художникам важно знать строение некоторых частей скелета, потому что они видны и служат визуальными ориентирами при рисовании. Некоторые кости скелета туловища видны даже сквозь кожу — это ключицы, акромиальный отросток, грудина, грудная дуга, 10-е ребро, верхняя передняя подвздошная ость и большой вертел. Позвоночник насчитывает 24 позвонка, разделенных на 3 отдела: шейный отдел (или шея) насчитывает 7 позвонков, грудной отдел (или грудь) — 12 и поясничный (или нижний спинной) — 5.

Схема ориентиров
Заметные мышцы и кости, показанные на рисунке выше, наиболее важны для художников, которые хотят нарисовать туловище человека анатомически верно. Постарайтесь точно изображать эти анатомические особенности, чтобы добиться максимального правдоподобия, как показано на рисунке справа.

Советы
Для того чтобы правильно расположить детали фигуры, используйте те скелетные ориентиры, которые видны через мышечный слой. Например, соски располагаются по вертикали точно над передними отростками подвздошного гребня. Обратите внимание, что большие грудные мышцы огибают грудную клетку и поднимаются вверх, заканчиваясь немного выше сосков.

Мышцы туловища
Мышцы туловища своими сокращениями приводят в движение позвоночник — и грудь, и таз вращаются и сгибаются на этом прочном и гибком стержне. Форму мышц туловища определяет соотношение между грудной клеткой, плечами и тазом. Грудные мышцы разделяются грудиной, прямые мышцы живота разделяются белой линией, наружные косые мышца живота переплетаются с передними зубчатыми мышцами — они соединяют восемь нижних ребер с тазовым поясом.

Туловище: вид сзади

Скелет
Спина — одна из самых трудных частей тела для рисования, поскольку там очень сложное сочетание костей и мышц. Сточки зрения художника, самые важные части спины — 7-й шейный позвонок, верхние задние подвздошные ости (впадины на тазовом поясе) и крестец, которые вместе образуют треугольник — главный анатомический ориентир в основании позвоночника.

Мышцы туловища
На спине расположено много перекрывающих друг друга мышц, но нас больше всего интересует верхний слой, который более всего заметен. Трапециевидная мышца соединяет череп с мышцами лопатки — дельтовидной мышцей, подостной мышцей, малой круглой мышцей и большой круглой мышцей, которые присоединяются к руке. Широчайшие мышцы спины проходят под рукой, доходя до таза. Средняя ягодичная мышца выступает на бедре, соединяется с большой ягодичной мышцей.

Схема ориентиров
Заметные мускулы и кости, показанные на рисунке выше, наиболее важны для художников, которые хотят нарисовать туловище человека анатомически верно. Постарайтесь точно изображать эти анатомические особенности, чтобы добиться максимального правдоподобия, как показано на рисунке справа.

Читайте также:  Эллипсоидный тренажер при грыже позвоночника

Советы
Под кожей мышцы спины не так-то легко различить. Однако трапециевидную мышцу, 7-й шейный позвонок, отросток лопатки, внутренний край лопатки, дельтовидную, подостную и большую круглую мышцы увидеть довольно легко. Чтобы изобразить затылочную связку, 7-й шейный позвонок и крестцовый треугольник, нарисуйте длинную линию и перевернутый треугольник.

Туловище: вид сбоку

Скелет
Зрительные ориентиры скелета в профиль — 7-й шейный позвонок, акромиальный отросток, внутренний край лопатки и позвоночник. Четыре кривые позвоночника — шейный (вперед), грудной (назад), поясничный (вперед) и крестцовый (назад) — помогают сбалансированно разместить на ногах голову, грудь и таз.

Схема ориентиров
Чтобы костно-мышечные ориентиры были заметны, нужно, чтобы не только мускулатура была хорошо развита, но и чтобы жира на теле было мало. Чтобы верно передать формы женского тела, важно познакомиться с расположением основных жировых линий на теле, включая область груди, ягодицы и живота, особенно ниже пупка. Грудной жир придает груди гладкость линий.

Мышцы туловища
Мышцы верхней части туловища, такие, как лопатка, которая мышцами прикрепляется к позвоночнику, ребрам и рукам, определяют движения руки. Мускулы середины туловища вроде наружной косой мышцы, прямой мышцы живота и широчайших мышц спины отвечают за изгибание и наклон туловища, а также скрепляют грудную клетку и таз. Мышцы, расположенные ниже таза, отвечают за движения ног.

Советы
Контуры женской фигуры более плавные, чем мужской, в значительной степени из-за того, что на ней больше жира, который необходим в репродуктивных целях. У женщин и у мужчин мышцы, покрывающие скелет, практически одинаковы, однако величина и угол разворота таза позволяют определить, женская это фигура или мужская.

источник

Анатомия для художников

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ

Рассмотрим деформацию мышц при разных движениях. Мышцы как бы намотаны на кости, и поэтому их положение зависит от положения костей.

Стрелочками указано направление деформации мыщц.

В напряженном состоянии форма четче, в расслабленном — они могут слегка провисать.

Форма мышц может зависить от малейшего изменения. Посмотрите, как она различается в положениях ладонью вверх и ладонью вниз.

Локоть согнутой руки «смотрит» вниз. Чем меньше масса тела, тем больше локоть выделяется в контуре руки.

Предплечье имеет свой «фас» и «профиль», когда суставы локтя и запястья расположены параллельно друг другу. В «профиль» оно уже, чем в «фас».

Если суставы локтя и запястья скручены по оси руки — то мышцы предплечья скручиваются вокруг кости от локтя к запястью.

Напряженная рука: обратите внимание на разницу рельефов.

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ

6 2 РАКУРСЫ

Метод рисования сокращений для руки в целом такой же, как для кисти, но несколько сложнее.

В отличие от объемов кисти, объемы руки не статичны — каждая поза дает свое расположение, поэтому рисование на основе модели будет слишком приблизительным. Еще один метод таков. Рисуем (или представляем себе) руку в обычном ракурсе. А затем проводим линии от всех ее ключевых точек к проскости, со стороны которой мы будем наблюдать сокращение.

Эти точки дадут нам понимание, какое место относительно друг друга они занимают в нужном нам ракурсе. Нужно помнить, что любое искривление становится тем более резким, чем больше угол сокращения.

Античная скульптура Пленный галл убивает себя и свою жену

Теперь вернемся к нашей схеме. Для простоты вос-

— от плеча до локтя, зеленый — от локтя до запястья, красный — запястье, оранжевый

Однако естественные деформации форм схема не покажет — их вам придется отмечать и запоминать самостоятельно.

К примеру, мышцы предплечья согнутой руки сплющиваются в районе локтя и становятся зрительно шире.

Чем ближе ось сокращения к перпендикуляру относительно наблюдателя — тем резче переходы формы.

В перпендикулярном наблюдателю положении формы руки соответствуют формам ее поперечного сечения.

Античная скульптура Менелай с телом Патрокла

При этом более широкие места руки перекрывают более узкие.

По сути нам нужно знать, какова форма сокращаемой части тела, рассчитать (хотя бы примерно) угол по отношению к перпендикуляру от точки зрения наблюдателя.

Чем меньше этот угол — тем меньшую часть тела мы видим и тем резче кривые линии ее поверхности.

Караваджо Положение во гроб Фрагмент

Схемы под следующие сокращения нарисуйте сами — это поможет вам понять принцип ее работы.

Следует всегда помнить о перспективе. Ближняя к нам часть тела будет несколько больше, чем должна быть согласно пропорциям.

Соединение руки с корпусом мы более

подробно рассмотрим в следующей главе.

МУЖСКОЙ КОРПУС РЕЛЬЕФ КАК ЗРИТЕЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СИЛЫ

В этом разделе нам предстоит много работы. Корпус — самый большой из рассматриваемых нами «кусков»: здесь у нас грудь, живот, спина, ягодицы, бока — и все обладает своим рельефом и формой. Каждая из этих частей заслуживает своего детального рассмотрения — но разделять их нет смысла, иначе мы не поймем, как живет эта система — человеческий корпус, не будем знать, как взаимодействуют ее части.

Хоть мы и беремся изучать весь корпус целиком — однако не пытайтесь запомнить все сразу. Сходите в музей скульптуры и посвятите, скажем, свой день подмышкам. Или лопаткам.

Рисуйте их детально, а остальные объемы — набросайте парой штрихов, стараясь правильно расположить их массы.

У худых людей основной рельеф дают кости — ключицы, лопатки, ребра, таз. У полных — жир. У спортивных — мышцы. В дальнейшем мы с вами рассмотрим приемы рисования всех этих случаев. Однако есть некая общая система, работающая вне зависимости от телосложения — основная схема. Всегда держите ее в голове и научитесь видоизменять под каждый конкретный случай.

В корпусе сильнее, чем где либо, все объемы связаны между собой. Сведите руки вперед, поднимите, опустите, заведите назад — при каждом этом положении будет меняться грудь, живот, спина. Внимательно рассматривайте рисунки, приведенные в этой главе, и старайтесь понять эти взаимодействия.

В наше время умение рисовать мужской корпус более всего необходимо, если художник изображает героя. Будь то фентези, боевик, комиксы или мифы древней греции — герою нужен красивый и мощный корпус, одним своим видом внушающий уверенность «этот кулаком по столу ударит — борщ сам сварится». Для того, чтобы это уметь, особое внимание нужно уделить строению мышц. Вам было бы полезно не ограничиваться этой книгой, ибо здесь даны достаточно примерные сведения, подсказки на каждый день.

ОБЩИЙ КОНТУР

ОСНОВНЫЕ ОБЕМЫ ДИНАМИКА ФОРМЫ

Взрослый мужчина спортивного телосложения. Ярко выраженный пресс, грудь. Крылья выступают со стороны спины за грудную клетку.

Хорошо заметны косые мышцы живота.

Характерные ямки на лопатках, рельефная холка. По скелету плечи не сильно шире таза, на мышечная масса дает значительную разинцу.

Взрослый худой мужчина. Выступающие ребра, в том числе и на груди, острые ключицы, косточки таза.

Ясно видна граница грудной клетки. Мышцы груди почти не выражены.

Выступающие лопатки, позвонки (отчетливее всего — на шее и пояснице). И снова ребра.

Жир откладывается неравномерно. Он имеет характерную форму и характерные места дислокации, в случае корпуса они сильно отличаются у женщин и у мужчин.

Живот чем-то похож на рюкзак, закинутый лямками за спину — опускаясь, он тянет за собой жировые складки со спины.

Ягодицы полных людей немного «квадратные», имеют тенденцию начинаться с поясницы.

источник