Биомеханическая коррекция позвоночника при дцп

Система интенсивной нейрофизиологической реабилитации по методу Козявкина

Метод Козявкина, это высокоэффективная технология лечения пациентов с детским церебральным параличом, остеохондрозом, последствиями черепно-мозговых травм и органическими поражениями центральной нервной системы. Этот метод был разработан более 15 лет назад и благодаря своей эффективности признан не только в Украине, но и за ее пределами. Свыше 15 тыс. пациентов, включая 7 тыс. больных из Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, США и многих других стран мира, прошли курс реабилитации по этой системе. «Мотивация пациента является важнейшей и тяжелейшей частью реабилитационного процесса». О’Gоrмаn.

Детский церебральный паралич (ДЦП) представляет собой группу непрогрессирующих заболеваний, которые проявляются нарушением контроля над движениями и положением тела.

Причиной ДЦП является поражение мозга во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Свыше 70% больных ДЦП — тяжелые инвалиды, требующие значительных финансовых затрат на лечение, содержание и социальную помощь.

Дети с ДЦП составляют своеобразную клиническую группу, которая существенно отличается по уровню моторного, психического и социального развития. Это связано с тем, что в основе заболевания могут лежать различные факторы. На сегодня насчитывается свыше 400 разных причин, которые и обусловливают полиморфизм клинических проявлений ДЦП. Поскольку каждый пациент является особенным, универсального метода реабилитации не существует. Необходимо гибко объединять разные формы и методики медицинской реабилитации традиционными и нетрадиционными методами с коррекционной психолого-педагогической работой. При этом терапия не должна быть однонаправленной.

Одним из таких методов реабилитации пациентов с ДЦП является система интенсивной нейрофизиологической реабилитации (СИНР), известная также как метод Козявкина. Путем стимуляции компенсаторных возможностей детского организма и активирования пластичности мозга СИНР создает в организме ребенка новое функциональное состояние, которое открывает возможности для более быстрого моторного и психического развития ребенка. Разносторонние лечебные влияния этого метода, которые дополняют и усиливают друг друга, направлены на достижение основной цели реабилитации — улучшение качества жизни пациентов с ДЦП.

История создания и развития системы нейрофизиологической реабилитации

В процессе своего становления СИНР прошла несколько эволюционных этапов.

Основа СИНР — методика биомеханической коррекции позвоночника — была разработана еще в 80-е гг. прошлого столетия. Автор ее, врач-невролог Владимир Козявкин, работая с пациентами, имеющими поражения центральной нервной системы и патологию позвоночника, применял методы мануальной терапии. Исходя из многолетнего опыта работы он установил, что проведение определенных приемов мобилизации позвоночника сопровождалось нормализацией мышечного тонуса у пациентов.

Это стало толчком к применению биомеханической коррекции позвоночника (мануальной терапии) для нормализации мышечного тонуса у детей с разными формами церебрального паралича. Тем не менее, анатомо-физиологические особенности детского позвоночника не разрешали механистически перенести методики классической мануальной терапии в педиатрическую практику. Поэтому была создана оригинальная техника полисегментарной биомеханической коррекции позвоночника, адаптированная к детскому организму.

Впервые о новом методе реабилитации было сообщено на Всесоюзной научно-практической конференции по детской неврологии и психиатрии в Вильнюсе в 1989 г. Новая методика вызвала повышенный интерес медиков и научных работников бывшего Советского Союза. В этом же году комиссия 18-й клинической больницы г. Москва, ведущего медицинского учреждения страны, которое возглавляла профессор Ксения Семенова, обследовав группу пациентов, подтвердила создание принципиально нового направления реабилитации больных ДЦП.

В 1990 г. для более широкого применения СИНР во Львове создается современный лечебно-реабилитационный центр «Элита». Весть о новом методе разлетелась очень быстро, и уже в 1991 г. в центре принимали первую группу пациентов из Германии.

Положительные стабильные результаты лечения способствовали наплыву больных. Начиная с 1993 г., регулярно, дважды в месяц, специальным чартерным авиарейсом из Германии доставляли во Львов детей для прохождения реабилитации по СИНР.

В этом же году постановлением Кабинета Министров Украины СИНР (или метод Козявкина) была официально признана в Украине и рекомендована для внедрения в практику лечебно-реабилитационных учреждений.

В 1996 г. для расширения спектра научных исследований и усовершенствования данного метода был создан Институт проблем медицинской реабилитации, в котором открылся филиал кафедры медицинской реабилитации Киевской медицинской академии последипломного образования имени П.Л. Шупика. На базе института в 1999 г. организован курс тематического усовершенствования врачей «Новые технологии в медицинской реабилитации».

Эффективность новой технологии реабилитации способствовала признанию этого метода далеко за пределами Украины. Известный немецкий ортопед, профессор Фриц Нитард в энциклопедическом издании по детской ортопедии (1997), описывая консервативные методики лечения больных ДЦП, относит метод Козявкина к четырем наиболее эффективным методам лечения этой сложной патологии.

За выдающиеся достижения в проведении научных исследований группе научных работников и врачей, которую возглавлял профессор В.И. Козявкин, в 1999 г. была присвоена Государственная премия Украины в области науки и техники.

Для распространения передового опыта на базе Института проблем медицинской реабилитации совместно с Киевской медицинской академией последипломного образования имени П.Л. Шупика была создана кафедра физиотерапии, реабилитации и курортологии.

Возрастающий поток больных, постоянное развитие и усовершенствование СИНР, а также высокие требования иностранных пациентов к условиям пребывания на лечении подтолкнули к созданию нового лечебно-реабилитационного учреждения. Летом 2003 г. в экологически чистой зоне Прикарпатья, на курорте Трускавец введена в действие Международная клиника восстановительного лечения, открывающая новые возможности дальнейшего усовершенствования и развития СИНР.

Патофизиология лечебного влияния метода Козявкина

Повреждение центральной нервной системы при ДЦП сопровождается вторичными изменениями со стороны опорно-двигательного аппарата и других систем организма. Повышенный мышечный тонус, нередуцированные позотонические рефлексы, неправильное положение тела и патологические двигательные модели постепенно вызывают трофические изменения суставов, нарушения циркуляции крови, обмена веществ, а также приводят к укорочению спастических мышц, связок и сухожилий. Все это обусловливает ограничение подвижности суставов, формирование в них функциональных блокад (ФБ).

ФБ, в свою очередь, усиливают трофические нарушения, гемоциркуляторные, вегетативные, нейрогенные и прочие патологические изменения. Это еще больше замедляет и искажает моторное развитие ребенка с ДЦП. Таким образом формируется своеобразный порочный круг.

При ДЦП ФБ образуются в большинстве суставов детского организма. Многие ученые, изучая этот феномен, основное внимание уделяли суставам конечностей, незаслуженно забыв при этом позвоночник. А ведь в человеческом позвоночнике насчитывается свыше 100 суставов, для которых также характерно формирование ФБ.

На основании собственных исследований, мы установили большое значение вертеброгенного компонента в патогенезе ДЦП. При ДЦП ФБ не ограничиваются одним суставом, а объединяются в блокады суставов нескольких сопредельных позвонков — формируются полисегментарные блокады позвоночнодвигательных сегментов. Эти функциональные блокады нарушают не только подвижность определенного отдела позвоночника, но и влияют на все органы, которые иннервируются соответствующим сегментом спинного мозга.

При этом нарушаются как сегментарные взаимодействия, так и вертикальные связи данного сегмента с иерархически высшими уровнями центральной нервной системы (ствол мозга, подкорка, мозжечок, кора).

Другим важным звеном в патогенезе ДЦП является патология проприорецептивных систем, которые обеспечивают внутреннюю чувствительность организма человека. В мышцах, суставах, связках имеются чувствительные рецепторы, которые передают к центральной нервной системе информацию о положении и движении отдельных частей тела. В мышцах — это мышечные веретена, в сухожильях — сухожильные рецепторы Гольджи. Информация от этих рецепторов очень важна для процесса организации движений, их выполнения и удержания осанки.

При ФБ суставов позвоночнодвигательных сегментов нарушается и искажается поток проприоцептивной информации от опорно-двигательного аппарата к центральным структурам нервной системы, что еще больше затрудняет моторное развитие пациента с ДЦП или задерживает его на определенной стадии.

С целью коррекции вышеуказанных патологических проявлений и была разработана методика биомеханической коррекции суставов позвоночника и конечностей как один из основных компонентов СИНР. Эта методика устраняет ФБ позвоночнодвигательных сегментов, восстанавливает подвижность суставов и открывает «ворота» для потока проприоцептивной информации к центральной нервной системе.

Действие этой методики не ограничивается изменениями биомеханики движений сустава, а сопровождается комплексом изменений в работе почти всех систем организма. Клинически это проявляется в формировании под влиянием лечения так называемого нового функционального состояния организма, благодаря чему не только нормализуется мышечный тонус, улучшаются трофика тканей, кровоснабжение, обмен веществ, но и существенно расширяются возможности дальнейшего моторного и психического развития ребенка.

Описанные патофизиологические механизмы являются лишь одной из гипотез лечебного влияния нашего метода реабилитации, который, несомненно, требует более глубокого изучения и дальнейшего развития.

Система интенсивной нейрофизиологической реабилитации

СИНР состоит из двух подсистем:

1. интенсивной коррекции;
2. стабилизации и потенцирования эффекта.

Интенсивная коррекция проводится в условиях реабилитационного центра и длится на протяжении 2 недель. В период стабилизации и потенцирования эффекта лечение продолжается, согласно рекомендациям, в домашних условиях. Этот период длится 6–12 месяцев, после чего больному проводят повторный курс интенсивной коррекции.

В основе системы реабилитации лежит полимодальный подход с применением разносторонних методов влияния на пациента. Действие одних методик дополняет и потенцирует другие.

Основной комплекс лечебных мероприятий включает:

* биомеханическую коррекцию позвоночника;
* мобилизацию суставов конечностей;
* рефлексотерапию;
* мобилизирующую гимнастику;
* специальную систему массажа;
* ритмическую гимнастику;
* апитерапию и механотерапию.

Биомеханическая коррекция позвоночника

СИНР опирается на оригинальную методику полисегментарной биомеханической коррекции позвоночника, также разработанную профессором В.И. Козявкиным. Она направлена на устранение ФБ позвоночнодвигательных сегментов и восстановление нормальной подвижности суставов позвоночника, что позволяет уменьшить проявления дизрегуляции центральной нервной системы на разных уровнях.

Коррекцию позвоночника назначают после мануальной диагностики и соответствующей подготовки последовательно во всех отделах позвоночника — поясничном, грудном и шейном.

В поясничном отделе манипуляции проводятся одновременно на всех заблокированных сегментах, при этом применяется разработанная нами методика «ротации назад». Коррекция блокированных сегментов грудного отдела осуществляется при помощи специальных импульсных методик последовательно сверху вниз на фазе выдоха. Коррекция шейного отдела осуществляется с применением движения по сложной траектории, что обеспечивает одновременное влияние на заблокированные сегменты. При наличии блокад илеосакрального сочленения применяются импульсные методики мобилизации. Параллельно используются специальные приемы релаксации мышц.

Мобилизация суставов конечностей применяется для:

* восстановления подвижности суставов;
* коррекции мышечно-суставного дисбаланса;
* улучшения трофики и создания предпосылок формирования новых движений.

Мобилизация начинается с влияния на большие суставы (тазобедренные, коленные, плечевые), с последующим воздействием на мелкие суставы кистей рук и стоп.

Используются общепринятые и предложенные нами приемы мобилизации, направленные на плавный вывод сустава за границы физиологического объема пассивного движения с дозированной нагрузкой на связочный аппарат. Широко используются методика тракции в сочетании с вибрационными движениями, а также импульсная техника «простукивания» по ходу суставной щели, направленная на пассивное «расклинивание» заблокированных суставов и достижение «центрации» суставных поверхностей.

На протяжении курса лечения интенсивность проведения мобилизации постепенно увеличивается.

Отдельным направлением нашего лечения является проведение мобилизации височно-нижнечелюстных суставов, которая в сочетании со специальным логопедическим массажем и гимнастикой способствуют коррекции двигательных речевых нарушений и улучшению артикуляции у больных с разными формами ДЦП.

Рефлексотерапия

С целью потенцирования достигнутого эффекта расслабления мышц у детей со склонностью к спастическим симптомам для дезактуализации миофасциальных триггерных точек и коррекции соматовегетативних нарушений применяется собственная методика рефлексотерапии, основанная на сочетании классических методов с разработанным нами алгоритмом влияния.

Влияние на биологически активные точки оказывают путем применения портативного электростимулятора пачками импульсов низкого напряжения сложной конфигурации. Используются точки классических меридианов и специфические точки. Влияние на триггерные зоны мышечно-суставного аппарата осуществляется одновременно с изотоничным или постизометричным напряжением мышц. Применяются также расслабляющие позы. Терапия проводится без повреждения целостности кожи и не вызывает болевых реакций.

Мобилизующая гимнастика направлена на усовершенствование существующих и формирование новых моторных функций, достижение более совершенных форм передвижения и освоение важных для повседневной жизни навыков.

Она базируется на основных классических методиках кинезотерапии с учетом индивидуальных особенностей пациента. Основой такой гимнастики является принцип «от центра к периферии», предусматривающий преобладающее влияние сначала на формирование движений туловища и проксимальных суставов с постепенным привлечением дистальных. Освоение новых моторных актов проводится по принципам «от пассивных движений через пассивно-активные — к активным» и «от простых движений — к сложным».

* дыхательную гимнастику;
* упражнения для «разработки суставов», направленные на повышение мобильности суставов;
* позвоночника и конечностей;
* упражнения для укрепления мышечно-суставного аппарата.

Важное условие эффективности реабилитации — соблюдение необходимого двигательного режима и выполнение в домашних условиях комплекса рекомендованных упражнений. С этой целью родители осваивают необходимый комплекс упражнений в нашей «школе родителей».

Специальная система массажа

В рамках реабилитационной программы для подготовки к проведению биомеханической коррекции позвоночника, расслабления спазмированных мышц и влияния на миофасциальные триггерные точки мышц применяется специальная система массажа, включающая приемы классического, сегментарного и периостального массажа в сочетании с элементами постизометричной и антигравитационной релаксации. Для эффективного проведения биомеханической коррекции необходима соответствующая подготовка мышечно-суставного аппарата, которая осуществляется путем применения релаксационных методик массажа. Используются элементы мобилизации суставов конечностей для увеличения их подвижности и приемы точечного массажа для влияния на триггерные точки. Для активизации гипотонических, бездействующих мышц проводят тонизирующий массаж.

Ритмическая гимнастика

С целью развития двигательных возможностей, улучшения эмоциональной сферы, интеллектуальных и коммуникативных функций в реабилитационном центре проводятся групповые занятия ритмической гимнастикой. Занятия базируются на игровых методах с использованием музыки и танцев. Положительный эмоциональный фон оказывает содействие освоению пациентами новых, как моторных, так и коммуникативных, навыков. К участию в групповых занятиях активно привлекаются родители. Эти занятия направлены не столько на развитие и усовершенствование моторной сферы пациента, сколько на формирование социального поведения ребенка, мотивацию личности к выздоровлению и укреплению веры в собственные силы.

Читайте также:  Полидископатия грудного отдела позвоночника

Для стимуляции защитных сил организма, локального улучшения кровообращения, трофики и метаболических процессов применяются воскопарафиновые аппликации и методика пчеложаления. Перед началом апитерапии проводится аллергологический тест на продукты пчеловодства. Воскопарафиновые аппликации — это тепловые обертывания разных групп мышц и суставов по определенной схеме. Кроме теплового воздействия осуществляется влияние на мышечно-суставный аппарат путем диффузии биологически активных веществ через кожу. Пчеложаление проводят по ходу суставной щели с контрактурами, в зоне миофасциальных триггерных точек и болевых периостальных зон.

Механотерапия

Средства механотерапии используются для развития силы мышц, улучшения координации движений и формирования правильного двигательного стереотипа. Тренировка мышц нижних конечностей проводится с помощью аппаратов блочного типа. Путем подбора длины рычагов, массы отягощения и количества повторов обеспечивается оптимальный тренировочный режим. Для развития силы и выносливости мышц верхних конечностей преимущественно применяются аппараты блочного типа. Для формирования правильного стереотипа движений и улучшения координации проводятся занятия на беговой дорожке и велотренажере.

Новые технологии в системе лечения по методу Козявкина

Лечение по СИНР, как указывалось выше, создает новое функциональное состояние в организме ребенка путем активации внутренних компенсаторных возможностей и пластичности центральной нервной системы. В процессе реабилитации после нормализации мышечного тонуса, увеличения объема активных и пассивных движений важно использовать это состояние для моторного обучения, формирования новых правильных и более совершенных движений. Именно для этого нами была разработана программа биодинамической коррекции движений — новая составная СИНР, в основу которой положен принцип динамической проприоцептивной коррекции.

Все занятия проводятся с применением специально разработанного костюма коррекции движений — биодинамического корректора «Спираль». Он обеспечивает приложение дополнительных внешних усилий, которые корригируют движения конечностей и положения тела и активизируют поток «правильной» проприоцептивной информации. Путем усиления слабых мышечных групп, особенно мышц — разгибателей конечностей, достигается поддержание правильной осанки туловища и расширение возможностей передвижения.

Костюм представляет собой систему эластичных тяг, которые спиралеподобно накладываются на туловище и конечности, имитируя ход основных мышечных групп. При этом создаются усилия, необходимые для динамической коррекции движений и осанки тела.

Биодинамический корректор применяется при проведении занятий мобилизующей гимнастикой, механотерапии, занятиях на беговой дорожке, разных игровых устройствах и при обычной двигательной активности ребенка. Систематическое повторение правильного движения способствует его запоминанию центральной нервной системой и в дальнейшем автоматическому воспроизведению.

Одним из актуальных направлений нашей научной работы является поиск путей повышения мотивации пациента, более полного эмоционального вовлечения его в реабилитационный процесс.

Ведь специалисты-реабилитологи давно заметили, что мотивация пациента играет основную роль в достижении положительных результатов лечения. По словам американского психолога О’Gоrмаn: «Мотивация пациента является важнейшей и тяжелейшей частью реабилитационного процесса».

Для повышения мотивации больных ДЦП нами разработан и внедрен ряд новых информационных технологий влияния на пациента:

* специализированные игровые тренажеры;
* реабилитационные компьютерные игры;
* элементы виртуальной реальности.

Одним из таких тренажеров является кистевой манипулятор. Играя в компьютерную игру, пациент выполняет упражнения, разрабатывая движения в определенном суставе. При этом программа позволяет учесть индивидуальные двигательные возможности ребенка, определить объем движений в тренированном суставе, установить усилие сопротивления, которое нужно будет одолевать пациенту во время игры. Сюжет и интересная анимация разработанных нами компьютерных игр способствуют повышению заинтересованности пациента в правильном выполнении упражнения, стимулируют увеличение скорости, частоты и амплитуды движений, тренируют скорость реакции, совершенствуют координацию и обеспечивают эффективное проведение тренировочной сессии.

Для развития координации движений туловища и улучшения постурального контроля специалистами нашей клиники разработано тренажерное кресло. Оно имеет систему датчиков, которые определяют положение и движение туловища в трех плоскостях — наклоны вперед-назад, вправо-влево и повороты. Эта информация передается в компьютер и используется для управления движениями туловища. Применения тренажерного кресла способствует совершенствованию волевого контроля над движениями туловища, развитию координации движений и тренировке силы мышц.

Таким образом, СИНР, объединяя разносторонние лечебные влияния, которые взаимно дополняют и потенцируют друг друга, и активируя процессы пластичности мозга и компенсаторные возможности организма, создает новое функциональное состояние и ускоряет дальнейшее моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП.

Дополнительную информацию о системе лечения и наших реабилитационных учреждениях можно получить на веб-страницах:

http://www.reha.lviv.ua и http://www.cerebralpalsyukraine.com

  • В.И. Козявкин, д-р мед. наук, проф., директор Международной клиники восстановительного лечения, Герой Украины.
  • О.О. Качмар, канд. мед. наук, зав. отделением нейрофизиологических исследований Международной клиники восстановительного лечения.
  • М.О. Бабадагли, канд. мед. наук, доцент, научный консультант, Международная клиника восстановительного лечения.
  • Автор: Владимир КОЗЯВКИН, Олег КАЧМАР, Матильда БАБАДАГЛИ

Кондуктивная педагогика — изучает теорию и практику развития, воспитания и обучения, а также вопросы реабилитации и абилитации детей, имеющих церебральный паралич

источник

Система Интенсивной Нейрофизиологической Реабилитации

Система интенсивной нейрофизиологической реабилитации (СИНР) — высокоэффективная технология лечения пациентов с детским церебральным параличом, остеохондрозом, последствиями травм и органического поражения нервной системы.

В основе системы реабилитации лежит полимодальный подход с использованием разносторонних методов влияния на пациента. Основным компонентом методики лечения детского церебрального паралича является биомеханическая коррекция позвоночника и крупных суставов, в сочетании с комплексом лечебных мероприятий: рефлексотерапией, лечебной гимнастикой, системой массажа, ритмической гимнастикой, механотерапией и апитерапией.

Для формирования правильного стереотипа движений у наших больных используется разработанная нами программа биодинамической коррекции движений с использованием костюма „Спираль”.

Путем стимуляции компенсаторных возможностей организма и активирования пластичности мозга эта система создает в организме больного на детский церебральный паралич новое функциональное состояние, которое открывает возможности для более быстрого моторного и психического развития ребенка.

Важно отметить, что эта система не является альтернативой к существующим методам реабилитации, она лишь дополняет и существенно расширяет возможности эффективного совместного использования различных методов восстановительного лечения.

Метод Козявкина был создан в Украине более 30 лет тому, и с этого времени более 70 тыс. пациентов, включая около 17 тыс. больных из Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, США и многих других стран мира, успешно прошли курс лечения по этой технологии реабилитации.

В 1993 году эта система реабилитации была официально признана в Украине и, благодаря своей эффективности, завоевала широкий международный авторитет.

В энциклопедическом издании 1997 года по детской ортопедии под редакцией немецкого проф. Ф.Нитарда, методика Козявкина была включена в четверку наиболее эффективных консервативных методов лечения ДЦП. Статистический анализ медицинских данных группы 12 256 пациентов, которые прошли курс реабилитации по методу Козявкина подтвердил высокую эффективность этой системы. Нормализация мышечного тонуса была отмечена в 94% пациентов.

Формирование вновь приобретенных навыков контроля головы наблюдалось у 75% больных на детский церебральный паралич. Навыками сидения овладело 62% пациентов, появление самостоятельной ходьбы зафиксировано в 19% ранее не ходячих пациентов, 87% пациентов после курса реабилитации смогли открыть спастично сжатую в кулак кисть.

Лечение ДЦП по методу Козявкина проводится в Реабилитационным центром «Элита» во Львове и Институте проблем медицинской реабилитации в Трускавце. В июле 2003 года в Трускавце введена в строй Международная клиника восстановительного лечения, построенная с учетом особенностей реабилитации за методикой Козявкина.

источник

Методика биомеханической тренировки детей больных ДЦП

Комитет по делам молодежи Администрации Самарской области
Центр внешкольного образования «Творчество»
отделения реабилитации детей-инвалидов
Самарский государственный аэрокосмический университет.
Центр «БИОМ»

– кандидат педагогических наук

МЕТОДИКА БИОМЕХАНИЧЕСКОЙ
ТРЕНИРОВКИ ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ ДЦП

Глава 1.Методы реабилитации детей больных ДЦП. 4

Глава II. Биомеханическая реабилитация детей больных ДЦП. 8

§ 1. Методология биомеханических исследований двигательной деятельности

§ 2. Явление биомеханического резонанса. 9

§ 3. Биомеханические представления движения человека. 10

§ 4. Методика физической реабилитации детей больных ДЦП на основе

использования пневмомеханических средств. 11

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание головного мозга, возникающее внутриутробно, при родах или в период новорожденности под влиянием различных факторов. Такими факторами могут быть:

а) дефект зародышей плазмы;

б) вредные влияния болезней матери на эмбрион или плод;

в) лекарственные, механические (при родах);

г) наличие инфекции или травмы в период новорожденности.

Патогенез ДЦП связан с асфиксией, то есть острым прекращением или ограничением поступления кислорода при родах. Последствия кислородного голодания различны и зависят от его длительности, интенсивности и этапа эмбриогенеза.

Тяжесть состояния в связи с генерализованным отеком мозга и внутричерепным кровоизлиянием бывает выражена на фоне дефекта развития ЦНС.

Кровоизлияния могут локализоваться в различных отделах головного мозга, оболочках и веществе спинного мозга. Типичны поражения области ствола, структур продолговатого и шейных сегментов спинного мозга.

При всех формах ДЦП двигательные нарушения имеют рефлекторный характер. Движение возможно, но неуправляемо или плохо управляемо больным.

Как известно, нормализация произвольных движений и статики, в первую очередь, связана с управляемым чередованием состояния различных мышц (сокращения, расслабление, растяжение). Это является необходимым условием для координированной работы мышц, опороспособности, формирования нормальной структуры тела и движений, то есть тех основ управления движениями, которые недоступны больному при наличии патологии тонуса, автоматизированных движений и поз, недостаточным развитием контролирующего коры.

Исходя из вышеперечисленного, требуется такая система лечения и обучения больного ДЦП владению своими произвольными движениями и статикой, которая наиболее эффективно, в короткие сроки и с наименьшим вредным воздействием устранит эти двигательные расстройства. В конечном итоге все известные методики реабилитации детей с заболеванием ДЦП направлены на способность их правильно выполнять осознанные движения.

Наука, которая занимается изучением движений человека, называется биомеханика. В настоящее время очень бурно развивается педагогическая и медицинская биомеханика.

В создании методики реабилитации детей больных ДЦП мы опирались, в основном, на педагогическую биомеханику. Это связано с тем, что мы задались целью создать такую экологически чистую методику реабилитации, которая включила бы в себя два самых мощных оздоровляющих воздействия на человека – физические упражнения и термальные воздействия.

Движение человека можно сравнить с его фонограммой голоса. У человека существует также и термограмма. Движение человека может быть выполнено быстро (то есть мышцы как бы «поют» тенором), медленно (мышцы «поют» как бы басом). Реальное движение сочетает в себе весь спектр этого мышечного сокращения. При нарушении движений какие-то частоты выпадают из «мышечного голоса», в результате движение выполняется либо медленно, либо рывками. При этом кора больных полушарий управляет только отдельными частотами «мышечного голоса».

В 1971 году открыл явление биомеханического резонанса. В своих исследованиях он показал, что спектр мышечных сокращений («мышечный голос») человека имеет диапазон частот от 0 до 35 Гц. «Мышечный голос» (Биомеханограмму) определил, когда на напряженную руку (ногу) подавал внешнее воздействие в виде вибрации. При этом мышцы откликались на внешнее воздействие. Это можно было наблюдать на ЭМГ. Агашин воздействовал именно на напряженную мышцу? Когда человек сознательно напрягает мышцу, то при этом участвует кора больших полушарий, а, следовательно, возникает обратная связь между сокращенной мышцей и ЦНС. Человека быстрее можно научить движению, когда имеется такая обратная связь. Спектр мышечных сокращений у человека находиться преимущественно в диапазоне частот от 8 до 15 Гц. Сами физические упражнения состоят из разных частот мышечного сокращения. Очень важно подобрать такие физические упражнения, которые бы восполняли недостающие частоты, возникающие при заболевании ЦНС.

Подбор физических упражнений в известных методиках ЛФК производится без точного определения частоты мышечного сокращения.

Разработка методики биомеханической тренировки детей больных ДЦП, по существу, потребовала от нас создания искусственно управляемой среды, которая способствовала восстановлению биомеханограммы («мышечного голоса») человека.

Искусственно управляющая среда выполнена в виде пневмобиомеханических тренажеров. Основная суть разработанной методики сводится к тому, что ребенок выполняет строго заданные упражнения, а одновременно с движением осуществляется биомеханическая стимуляция мышц, участвующих в нем. Выполнение строго заданных движений на фоне пневмовибростимуляции может выполняться также и в воде.

Методика биомеханической тренировки на основе использования пневмомеханических тренажеров нашла широкое применение в травматологии, в кардиологии, при бронхо-легочных заболевания, в космонавтике, в физической культуре и т. д.

ГЛАВА I. МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ ДЦП

Лечебная физкультура является одним из ведущих компонентов комплексной терапии церебральных спастических параличей у детей. ЛФК. оказывает влияние на организм больного ребенка в различных направлениях:

Стимулирующее действие — выражается в активизации защитных и приспособительных реакций больного организма, поднимается уровень неспецифических защитных сил, повышается эмоциональный тонус ребенка;

Трофическое действие — выражается в усилении окислительно-восстановительных процессов в результате мышечной работы;

Компенсаторное действие — за счет увеличения кровотока и др.

Терапевтическое влияние ЛФК в лечении ДЦП сводится к нормализации двигательной функции, улучшению проведения двигательного импульса, иными словами ЛФК способствует образованию новых условно-рефлекторных связей, определяющих всю жизнедеятельность организма (, , S. Dorinson, W. Dixson, R. Adams и др.).

Основными задачами ЛФК являются: развитие способности к выполнению произвольных движений, активному напряжению и расслаблению мышц, улучшению координации движений; способствовать формированию вертикального положения тела ребенка, его передвижений и ручных действий.

Частные задачи — расслабление мышц при наличии гиперкинезов и гипертонуса, стимуляция функции ослабленных мышц, как средство профилактики порочных положений и обеспечения нормальной подвижности в суставах; своевременному развитию установочных рефлексов, обеспечивающих удержание головы, сидение, стояние; стимуляция рефлексов, на основе которых формируется передвижение; содействие нормализации функции вестибулярного аппарата, развитие ручных действий.

Существует множество систем ЛФК, входящих в комплекс терапевтических мероприятий при Ц. С.П. Наиболее ценными следует считать комплексы, разработанные и обоснованные авторами: и ( гг.), K. Bobath, B. Bobath (1953, 1963), T. Fay, E. Denhoff, Y. Robinault, H. Kabat, W. Phleps и др.

Читайте также:  Жжение в боках и в позвоночнике

Система ЛФК K. Bobath и B. Bobath построена на лечении положением и выработке координационных движений. Главной задачей такой физкультуры является «подавить» патологические рефлексы. Большое значение авторы придают лечению положением, используют все «незрелые» движения, доводя их до «зрелости».

H. Kabat предложил лечебную гимнастику, основанную на стимуляции проприоцентивной чувствительности и проторении новых путей. В основе лежат быстрые разгибательные движения с сокращением. Он широко использует отягощения, рекомендует проводить упражнения по несколько часов подряд.

W. Phleps все двигательные упражнения начинает при полном мышечном расслаблении. Главное, с его точки зрения — это обучение ребенка произвольному расслаблению определенных групп мышц, что весьма благоприятно сказывается на реципрокной иннервации. Выработка этих навыков ведет к снижению спастичности, уменьшению некоординированных движений, улучшению статики. Автор рекомендует начинать движения с оказания противодействия сократившимся мышцам, которое может продолжаться 5-10 мин, затем спастическая мускулатура приходит в состояние расслабления. По существу, эта система основана на способе Бимана-Абхольдера — добиваться расслабления мышц путем их переутомления.

G. Deaver проводит функциональное лечение с помощью ортопедических аппаратов, ограничивающих степень подвижности, с обязательным сознательным участием ребенка.

Предлагаемый T. Fay комплекс лечебных упражнений базируется на использовании имеющихся у больных незрелых, примитивных движений с целью их совершенствования. и рекомендуют начинать обучение произвольному расслаблению с наименее пораженных мышц, где сравнительно легко достигается эффект расслабления. При выполнении упражнения необходимо придать определенную позу конечностям. Для улучшения подвижности в суставах эти авторы рекомендуют применять пассивные упражнения в сочетании с тепловыми процедурами. и предлагают такую последовательность воспитания движений нижних конечностей. Сначала вырабатывают правильную позу в положении больного лежа Затем добиваются опороспособности путем давления стопами на твердую поверхность в положении лежа, сидя и, наконец, стоя. При этом широко используется наклонная плоскость, позволяющая постепенно вырабатывать статическое напряжение разгибателей. После воспитания статического напряжения разгибателей, чередования сгибания и разгибания мышц ног переходят к обучению ходьбе. При этом широко используются различные приспособления -«ходики», брусья и др.

Люкас при обучении ходьбе применяет специальные «лыжи» длиной 1 м и шириной 10 см. К ним прикрепляют обувь больного. Концы лыж подвижно связаны друг с другом, что позволяет им оставаться параллельными. «Лыжи» удерживают стопы в среднем положении и не допускают ротации или приведения ног.

С целью повышения мышечного тонуса Rood предлагает быстрое растяжение мышц путем ритмичных толчков с помощью вибрационных приборов, растяжения суставов, надавливания на них. Другим методом активации мышц является рефлекторное раздражение кожи с помощью кисточки. Оно вызывает различные рефлекторные реакции. Для влияния на мышечный тонус воздействуют на вестибулярный аппарат — круговые движения, придание ускорения, прыжки на батуте, трамплине и т. д. Rood предлагает также методику снижения мышечного тонуса путем удерживания мышц в растянутом состоянии. Эффективны поглаживания, медленные ритмичные движения, воздействие холодом, движения на сопротивление.

На всех этапах медицинской реабилитации все большее место занимает массаж — механическое воздействие на кожу и подкожные образования руками массажиста, а иногда специальными приспособлениями. Клинико-физиологической основой использования массажа в лечении и реабилитации заболеваний спастическим параличом являются процессы, происходящие в массируемых участках тела, а также общие и нейрогуморальные сдвиги в организме, обусловливаемые рефлекторными реакциями и выделением биологически активных веществ. Во время массажа в коже увеличивается лимфо — и кровоснабжение, расширяются сосуды кожи и уменьшается венозный застой. Под влиянием массажа улучшается сократительная функция мышц, нормализуется их тонус. В суставно-связочном и сухожильном аппарате под влиянием массажных приемов’ увеличивается подвижность и эластичность. Наиболее выражено действие массажа на нервную систему ребенка, благодаря тому, что кожа представляет собой обширную рефлексогенную зону.

В грудном возрасте массаж является основным средством реабилитации у больных ДЦП. Различают классический массаж, точечный с помощью пальцев рук и аппаратов. Для нормализации мышечного тонуса (снижения его) и улучшения развития ребенка используют следующие приемы массажа и упражнения на расслабление.

Поглаживание — скольжение рук взрослого по коже. Поглаживание производят ладонной поверхностью одного или нескольких пальцев и всей ладонью, некоторые приемы выполняют тыльной поверхностью кисти.

Потряхивание — исходное положение лежа на спине. Фиксируют вышележащую часть конечности и производят потряхивание свободной нижележащей частью. Производится встряхивание всей конечности за кисть (стопу) дрожательными движениями.

Приемы вибрации — исходное положение лежа на животе. Сотрясение осуществляется всей ладонью, положенной плашмя, например, на спину, вправо-влево и вверх-вниз.

Рубление — выполняют локтевым краем кисти при слегка раздвинутых пальцах, ладони обращены друг к другу. Прием используется на ягодичных мышцах.

Валяние — проводят на мышцах конечностей. Группу мышц руки или ноги, лежащей на опоре, обхватывают с двух сторон: слева большим пальцем, справа указательным и средним пальцами. Надо легко, нежно, ритмично, быстро покачивать, потряхивать мышцу из стороны в сторону, вправо-влево.

Катание — исходное положение то же. Лежащую на опоре руку или ногу «катают»
внутрь — кнаружи, как это производят при раскатывании теста. При этом легко сдвигают кожу вверх-вниз.

Поза «эмбриона» — исходное положение лежа на спине. Руки ребенка скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, сгибают голову. Позу фиксируют руками взрослого. В этой позе можно покачивать ребенка к себе — от себя и с одного бока на другой 5-10 раз. Движения делать плавно, ритмично.

С помощью укладывания ребенка на мяч и покачивания его в этом положении также можно устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса. При этом можно делать точечный массаж мышц спины.

Точечный массаж осуществляется одновременным надавливаем и вращением одним-двумя пальцами на определенные рефлексогенные зоны организма ребенка и применяется как при ослабленных растянутых мышцах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения мышц. При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания вызывают возбуждение и напряжение мышц. Медленные мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с постепенно нарастающим увеличением давления, вибраций, остановкой и последующим ослаблением воздействия, вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц.

Физиотерапевтические процедуры широко применяются в восстановительном периоде у больных ДЦП.

Начиная с 2-3 лет можно проводить горячие укутывания по Кени. Эффективность их наиболее высока у детей со спастической диплегией, гемипарезами, меньшие при различных формах гиперкинезов, двойной гемиплегии. Куски шерстяной ткани 80×10 и 50×50 при температуре 45-50о накладывают на тело и конечности в 2-3 слоя. Горячую шерсть сверху покрывают фланелью, затем клеенкой и одеялом на 20-30 мин. Особенно эффективны горячие укутывания после массажа и лечебной физкультуры. Для теплолечения используют также грязь, торф, парафин, озокерит, песок.

Грязевые аппликации являются одним из эффективных методов курортного лечения (, , и др.). Среди грязевых курортов наиболее благоприятны грязи Евпатории. Грязевой воротник по Щербакову применяют с целью стимуляции кровообращения в сосудах мозга Грязевые аппликации на пораженные конечности в виде «перчаток», «чулок», «трусов», «брюк», а также грязевые аппликации на все тело, в зависимости от патологии. Терапевтическое действие грязи обусловлено комплексом температурных, химических и механических раздражений. Местное повышение температуры после аппликации озокерита сохраняется до 5-10 часов.

В комплексном лечении детей, страдающих церебральными параличами, широко применяются лечебные ванны (пресные, хвойные; соленые, радоновые), благоприятно влияющие на ЦНС, кровообращение, обмен веществ, двигательные функции. В теплой ванне уменьшается спастический тонус мышц, болезненные ощущения, рефлекторные контрактуры, стихают гиперкинезы, увеличивается объем движений.

Гидрокинезотерапия — купание в бассейне. Температура воды 32-34 , продолжительность 10-20′, на курс лечения 12-15 процедур.

Подводный душ — массаж при наличии контрактур проводят у детей школьного возраста при давлении струи не более 2 атм., продолжительность 15′ на курс 10-15 процедур.

В комплексе восстановительного лечения ДЦП широко применяется методы электролечения: гальванизация, лекарственный электрофорез, токи ультравысокой частоты и т. д.

Импульсный ток (электроанестезия) по методу . Лечение импульсным током детей с Ц. П. обуславливается» тем, что под его влиянием уменьшается поток афферентной импульсации, поступающей из мышц.

Электростимуляция — наряду с повышенным тонусом одних групп мышц при ДЦП, отмечается вялость, пониженная сократительная способность других мышц, обычно антагонистов. С целью улучшения ослабленных мышц, повышения их тонуса и силы, уменьшения дистрофических изменений, а также для обучения активному сокращению, производят электростимуляцию. Применяют аппараты АСМ-2, АСМ-3, импульсный ток частотой 80-100 Гц.

Синусоидальные модулированные токи (СМТ) введены в практику , который совместно с ММ. Раомачем для их получения создал аппарат «Амплипульс». Благодаря безболезненности процедур, возможности широко варьировать параметры воздействия, выраженному физиологическому действию СМТ могут применяться при лечении детей с различными формами церебральных параличей и с самого раннего возраста.

Все более широкое применение находят диадинамические токи (Бернара), индуктотермия (метод лечебного применения магнитного поля высокой частоты), ультразвуковая терапия.

4. Вибростимуляция ( П) — вибрационное воздействие на мышцы и сухожилия (с определенными параметрами) вызывают устойчивый высококачественный разряд мышечных аффектов, так называемый тонический вибрационный рефлекс. Разряд, вызываемый вибрацией, имитирует фузимоторную активацию окончаний веретен, которая обычно возникает при изометрическом произвольном сокращении, причем эффективность вибрации увеличивается при пассивном удлинении мышцы, а также при ее даже слабом произвольном сокращении. Вибрационному воздействию свойственны последействия (в течение нескольких дней) и потенцирующий эффект, который при многократном повторении сеансов закрепляется на очень длительное время (месяцы, а может быть и годы).

Довольно продолжительное улучшение было получено у детей с церебральными параличами (Eklance G).

Снижение спастически повышенного тонуса у детей с детским церебральным параличом наблюдалось у больных в результате применения точечного вибрационного массажа (, 1985).

ГЛАВА П. БИОМЕХАНИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ
БОЛЬНЫХ ДЦП

§ 1. Методология биомеханических

исследований двигательной деятельности

Анализ биомеханизмов изменения физиологических функций организма у детей больных ДЦП позволяет рассматривать двигательную деятельности основным профилактическим средством.

При подобном подходе методология исследования основных функций организма детей больных ДЦП должна осуществляться с позиции биомеханики, науки о движении человека.

Современные достижения в области ЛФК детей больных ДЦП базируются практически на двух концепциях. Наиболее широкое применение получила концепция адаптационных изменений параметров организма, адекватных целям и средствам двигательной деятельности и условиям естественной окружающей среды (, , 1985).

Другое направление связано с концепцией «искусственной управляющей среды» (, 1983). В соответствии с этой концепцией акцент в формировании «двигательной деятельности делается на естественные и искусственные факторы внешней и внутренней среды организма, которые» не только предопределяют двигательные функции, но и на основе этих функций формируют различные функциональные проявления организма.

Практическое применение данных концепций к двигательной деятельности детей больных ДЦП приводит к совершенно разным методикам их физической реабилитации. С одной стороны, построение методики реабилитации детей больных ДЦП сводится к решению задач приспособления организма к окружающей среде и сглаживанию симптомов болезни движений. Другой подход к построению методики физической реабилитации детей больных ДЦП рассматривается с позиции концепции «искусственной управляющей среды». В соответствии с данной концепцией эволюция внешней среды своей изменчивостью заложила в организм человека огромный потенциал функциональных проявлений. Поэтому не познанные нами биомеханизмы функциональных проявлений (то есть любые функции организма, нашедшие свое выражение в мышечном сокращении) в условиях, когда ребенок страдает ДЦП, могут быть запущены искусственным варьированием условиями среды. Но, если даже к настоящему времени эволюция потенциальных возможностей человека не заложила функциональные проявления необходимые для восстановления движений у детей страдающих ДЦП, то единственный путь для выздоровления может быть найден не путем адаптации к реальным условиям жизни, а на основе замены естественных условий окружающей среды на искусственно созданные.

С учетом вышеизложенной концепции начальный этап биомеханических исследований заключается в определении влияния естественных факторов внешней среды и их структуры на процесс формирования двигательной деятельности в условиях, когда ребенок страдает ДЦП. Естественные факторы внешней среды, предопределившие двигательные функции человека, состоят из: сил гравитации, электромагнитных полей, радиационных воздействий, переменных влияний температуры и давления, газовой среды, внешних физико-химических веществ. Наибольшее влияние на формирование человека и, особенно, на его двигательные функции оказывает гравитация. Поэтому исследования в условиях, когда ребенок более ДЦП, должны, в первую очередь, быть направлены на изучение влияния сил гравитации на организм ребенка и на построение искусственной среды, заменяющей действие естественных сил гравитации.

Экспериментальным фундаментом для построения «искусственной силы гравитации» является, на наш взгляд, явление биомеханического резонанса (БМР) (, 1971).

§ 2. Явление биомеханического резонанса

Прежде чем предложить методику реабилитации детей больных ДЦП, целесообразно рассказать о явлении биомеханического резонанса (, 1978).

Явление биомеханического резонанса (БМР) — это явление, которое наблюдается у всех биомеханических структур или, в частности, — это явление присуще человеку.

Сущность биомеханического резонанса заключается в том, что объективно наблюдается возрастание амплитуды отклика активного звена человека или совокупности его активных звеньев при внешних периодических воздействиях в диапазоне частот от 5 до 20 Гц, преимущественно от 10 до 15 Гц.

Длительность и характер механических импульсов существенны для приспособительной деятельности активных звеньев человека, но не влияет на БМР. С этими характеристиками механических импульсов связаны те или иные практические возможности использования BMP.

Читайте также:  Рентгенография шейного отдела позвоночника в двух проекциях

Явление БМР наблюдается на активных биомеханических звеньях человека, которые представляют собой не просто костно-мышечный аппарат в анатомическом смысле,, а функционирующую организованную совокупность биологических тканей человека, причем в эту организованную природой совокупность входят живые мышцы, как совокупность мышечных волокон и их нейронных пулов кости, связки и др. Биомеханическое звено (БЗ) — управляемый мышцами синергистами и антагонистами стержень — кость. Особенность соединения БЗ-ов в биомеханическую цепь (БЦ) состоит в том, что соединение их в суставе осуществлено природой путем перекрещивания мышц соседних БЗ.

Для проведения экспериментальных исследований Агашиным в 1972 году была собрана установка — биомеханический спектрометр, обеспечивающий создание и измерение регулируемых как по частоте, так и по мощности устойчивых упругих колебаний биомеханических цепей в диапазоне частот от 0 до 30 Гц.

Методика регистрации основана на использовании регистрирующего устройства, представляющего собой механический осциллограф, который состоит из приспособления с движущейся бумажной лентой для записи вынужденных колебаний и песчинка, крепящегося на объекте исследования и отмечающего его вынужденные колебания на ленте.

В качестве биомеханической цепи использовалась рука человека, держащего (в целях увеличения амплитуды колебаний системы) упругий стержень.

Методика проведения экспериментов, устанавливающих существование явления биомеханического резонанса, состояла в следующем. Мышцы сгибатели и разгибатели руки испытуемого по команде «напрягите мышцы с постоянным усилением» обеспечивали активную передачу усилий на внешний упругий стержень, который являлся передатчиком механических импульсов от генератора на биомеханическую цепь и прежде всего на крайнее биомеханическое звено. Затем включался генератор регулируемых по частоте механических импульсов и осуществлялась запись амплитуды колебаний биомеханического звена в зависимости от частоты импульсов. Время непрерывных воздействий может колебаться в пределах 30 сек или в несколько более широких пределах.

В ходе экспериментов автором были получены данные в виде осциллограмм, записанных на ленте.

Было установлено, что среднее значение амплитуды колебаний биомеханической цепи зависит от частоты. Увеличение среднего значения амплитуды происходит как за счет увеличения числа колебаний с большими значениями амплитуды, так и за счет роста величины самих амплитуд.

Явление БМР заключается в возрастании’ амплитуды колебаний активных звеньев биомеханической цепи человека при воздействии внешних упругих волн резонансной частоты.

Основное отличие биомеханического резонанса от механических и физических резонансов заключается в том, что БМР является резонансом биологического типа, то есть интегральным явлением, на проявление которого повлияли все основные биологические функции живого человеческого организма. Та частота, на которой наблюдается явление БМР не может быть объяснена с помощью механических или физических представлений и обуславливается действием одновременно, участием одновременно всех трех основных процессов человека, а именно биомеханического, биохимического и информационно-психологического плана.

Чтобы полнее представить себе сущность7 БМР, целесообразно рассмотреть его в сопоставлении с физиологическим тремором. Отличие биомеханического спектра биомеханограммы от записи треморограммы состоит в том, что биомеханограмма — это характеристика динамически нагруженной и работающей биомеханической цепи человека. А треморограмма — запись свободной ненагруженной цепи, запись шумовых колебаний биомеханической цепи. Весь ход эволюционного развития биомеханических структур, в частности, биомеханической цепи человека позволяет сделать вывод о том, что только нагруженные биомеханические цепи являются, естественным образом, функционирующими.

§ 3. Биомеханические представления движения
человека

Все процессы движения человека можно разделить на три основные группы взаимосвязанных между собой процессов.

Движение человека состоит из биомеханических, биохимических и информационно-психологических процессов.

Биомеханические процессы представляют собой совместное движение костей, сухожилий, мышц и других тканей.

Биохимические процессы представляют собой целый комплекс преобразований материи на микромолекулярном и молекулярном уровне.

Связующим звеном между биомеханическим и биохимическим процессами природа сделала так называемые гемодинамические процессы, то есть такие процессы, которые связаны с движением биологических жидкостей, такие как кровь, лимфа и т. д.

Третьим, наиболее пластичным подвижным комплексом процесса являются информационно-психологические процессы, которые, с одной стороны, подчиняются более детерминированным (причинно обусловленным) закономерностям биомеханических процессов, с другой стороны, оказывают свое влияние на их ход.

Все эти три группы процессов тесно соединены в целостном движении человека. При этом можно разделить также в таком сложном движении и выделить, с одной стороны, механические и физические аспекты, с другой стороны, биофизические и биологические аспекты. Свойства и закономерности механических и физических процессов в биомеханическом движении почти обычны. Например, функционирование кости в живом биомеханическом звене практически полностью подчиняются законам механики. И это обстоятельство используется при хирургических операциях, когда заменяется кость.

§ 4. Методика физической реабилитации
детейбольных ДЦП на основе использования
пневмобиомеханических средств

Нами с целью устранения порочных поз и патологического двигательного стереотипа у детей с церебральным параличом (ДЦП) предложена методика биомеханической тренировки мышц.

Известные исследования , , для уменьшения патологической афферентной импульсации, снижения мышечного тонуса, увеличения объема активных движений в комплексе восстановительной терапии с применением продольной вибрации с последующим применением метода нормализации рефлекса на растяжение (НРР) дал положительный эффект. На основе данного метода пролечено 62 ребенка со спастической диплегией и гемирмаретической формой ДЦП в возрасте от 3 до 14 лет. Воздействие осуществлялось преимущественно на следующие спастические мышцы: пронаторы предплечья, четырехглавую, полусухожильную, полуперепончатую и двуглавую мышцы бедра, трехглавую мышцу голени. В процессе лечения уменьшалась длительность рефлекса на растяжение, улучшалось, определяемое по данным ЭМГ, реципрокное взаимодействие мышц, увеличивался объем активных движений.

С целью совершенствования методики продольной вибрации (, 1986) и метода нормализации рефлекса на растяжение (НРР) ( с соавторами, 1989) нами предлагается способ тренировки мышц по методу , 1982 г.

Метод профилактики детей больных ДЦП осуществляется путем многократного и последовательного вибростимулирования биологически активных точек, соответствующим тренируемым мышцам, вибростимулирования тренируемых предварительно напряженных мышц и вакуум-массаж мышц спины сериями механических импульсов с частотой от 1 до 35 Гц и скважностью от 1,1 до 5, при удельном давлении вибротодов на тело человека от 0,6·105 до 3,03·105 Па. При этом вибростимулирование биологически активных точек проводят в течениисек. Продольное вибростимулирование напряженных рук, ног осуществляют 2-240 сек, причем серия механических импульсов состоит из цугов механических импульсов длительностью от 1 до 60 сек и интервалов времени между цугами механических импульсов длительностью от 1 до 8 сек, а общее время тренировки составляет от 180 до 1800 сек.

Нами получен положительный эффект за счет программированной биомеханической тренировки человека, которая заключается в стимулировании вибрацией основных актов двигательной деятельности.

Тренировка мышц детей больных ДЦП с использованием вибростимулирования с изменяемой скважностью позволяет регулировать интенсивность тренировки в значительно больших пределах, чем это имеет место при ЛФК.

В отличии от метода с соавторами и , в методе имеется фаза отдыха тренируемой мышечной системы, которая используется не только для восстановления работоспособности расслабленных мышц естественным образом. Она служит главным образом для восстановления путем аппаратного вакуум-массажа мышц спины на уровне спинномозговых корешков в области соответствующих сегментов спинного мозга, иннервирующих тренируемые группы мышц и в мышечной системе, что препятствует возникновению концентрации силы и, как следствие, возникновению болевых ощущений. Пневматическое вибростимулирование предварительно напряженных мышц ребенка позволяет стимулировать АТФ-азную активность миофибрил и эффективно управлять внутримышечной гемодинамикой.

Все вместе взятое повышает эффективность тренировки мышечных структур ребенка не только в достижении большей результативности по сравнению с известными способами тренировки и массажа детей больных ДЦП, но и обеспечивает существенное сокращение сроков восстановления мышечных показателей (сила, скорость, выносливость, гибкость).

Устройство для осуществления предлагаемого метода лечения детей больных ДЦП поясняется чертежом фиг.1. Оно содержит вибротод для вибростимулирования биологически активных точек I, пневмовибротода для вибростимулирования биологически активных точек I, пневмовибротод для вибростимулирования активных биомеханических звеньев 2 и массажную насадку 3. При этом рабочие полоски пневмовибротодов и массажной насадки соединены воздухопроводами с соответствующими трехлинейными электромагнитными пневматическими клапанами 4.5.6, которые, в свою очередь, сообщаются с помощью воздуховода 7 с регулируемым источником вакуума 8 и с помощью воздухопровода 9 с регулируемым источником сжатого воздуха 10. Электромагнитные пневматические клапана и системы поддержания давления и вакуума управляются ЭВМ 11. Управление клапанами осуществляется по программе и заключается в подаче электрического сигнала на обмотку соответствующего клапана, при этом рабочая полость либо пневмовибротода, либо насадки соединяется с источником сжатого воздуха, а при отсутствии электрического тока в обмотке клапана рабочая полость соединяется с источником вакуума.

Было пролечено 24 ребенка со спастической диплегией и гемипаретической формой ДЦП в возрасте от 8 до 17 лет. У всех детей отмечалось улучшение патологической афферентной импульсации, снижение мышечного тонуса, увеличение объема активных движений, повышалась сила мышц, выносливость, скорость сокращения. Дети биомеханическую тренировку с применением пневмобиомеханических средств переносили удовлетворительно, побочных эффектов не наблюдалось, значительно, в 2-3 раза снизилось время занятия по сравнению с ЛФК.

Методика биомеханической тренировки

Биомеханическая тренировка (БМТ) — способ тренировки опорно-двигательного аппарата с использованием пневмовибрационных тренажеров.

Противопоказания к БМТ: острые воспалительные процессы, болезни крови, инфекционные заболевания, тромбоз, тромбофлебит, атеросклероз, воспаление, лимфатических сосудов, хронический остеомиелит, опухоли, психические заболевания, сопровождающиеся чрезмерным возбуждением и значительными изменениями психики и др.

Показания к БМТ и соответствующая методика №1.

1. Заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата: артриты, травмы позвоночника, ушибы, растяжения связок, растяжения мышц, переломы, контрактуры.

1.1. БМТ мышц кости и предплечья:

— 30 сек. биомеханическое стимулирование с частотой вибрации 25 Гц, амплитудой 2.0-4.0 напряженных мышц предплечья (статическое напряжение). Вибротод №1 (см. техническое описание) приставляется к мышцам предплечья задней группы мышц (рис. 1);

3-5 мин. биомеханическое стимулирование с частотой 12 Гц, амплитудой 2.0-5.0 мышц кисти и предплечья использованием пневмоэспандера №2 (см. техническое описание; рис. 2.) Тренирующийся активно периодически сжимает и разжимает пневмоэспандер №2

1.2. БМТ мышц верхней конечности.

— 30-45 сек. биомеханическое стимулирование с частотой вибрации 20 Гц. Биологически активных точек на лопатках (рис. 3). Занимающийся при этом с силой прижимается к вибротоду. Происходит небольшой поворот тела вокруг позвоночника.

— 5 мин. биомеханическое стимулирование с частотой вибрации 10-12 Гц. Мышц плечевого пояса (рис. 4).

— 3 мин. тренировка с помощью пневмоэспандера с частотой вибрации 12 Гц. 1.3. БМТ мышц голени и ступни.

— 30 сек. сидя на стуле пневмовибрации с частотой 20 Гц. напряженных икроножных мышц (рис. 5).

5 мин. вибростимулирование напряженных мышц ступни с частотой вибрации 10-14 Гц. (рис. 6)

1.4. БМТ мышц нижней конечности.

— 45 сек. биомеханическое стимулирование с частотой вибрации 20 Гц. Биологически активных точек большой ягодичной мышцы (рис. 7).

— 3 мин. биомеханическое стимулирование с частотой вибрации 12 Гц. мышц голени и ступни (рис. 5).

— 5 мин. биомеханическое стимулирование с частотой вибрации 10-12 Гц. мышц нижней конечности (рис. 8).

— 1 мин. вибромассаж расслабленных мышц спины с частотой вибрации 15 Гц.

— 3 мин. биомеханическое стимулирование с частотой вибрации 10-12 Гц. мышц спины по схеме (рис. 9), где вибротод прикладывается к лопатке и при вибрации пациент старается, противодействуя вибрации, максимально повернуться вокруг позвоночника.

— 3 мин. стимулирование при этом же положении вибротода, но с изменением позы тела (рис. 10), то есть пациент противодействует вибрации прогибанием тела.

1. «Биомеханический резонанс и возможности его использования в медицине» — Казанский медицинский журнал, 19755, том VI, № 2, с 24-26.

2. «Биомеханика ударных движений» — М.: Физкультура и спорт, 1977.

3. , «Лечебная физкультура при паралитических заболеваниях у детей» — Москва, 1973. .

4. , «Восстановительное лечение детей, больных церебральным параличом в условиях санатория» — Киев, 1984.

5. «О построении движений» — М.: Медгиз, 1947, — 256 с.

6. , «Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии» — Москва, 1988.

7. МеженинаЕ. П. «Церебральные спастические параличи и их лечение» — Киев, 1966.

8. «Биомеханическая стимуляция: явь и надежды» — Минск: Полимя, 1986, — 95 с.

9. «Двигательные возможности человека» — Минск, 1994, — 121 с.

10. «Возможности и целесообразность биомеханической терапии» – Труды Второй Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы фундаментальных наук», М., 1994, т. П, ч. 1, с. 83-85.»

11. , Савельев B. C. «Эксперимент гипокинезия-370 и перспектива полета человека на Марс» — Труды Второй Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы фундаментальных наук», М., 1994, т. П, ч. 1, с. 80-81.

12. Патент России № 1 к. л. 5А63В23/00 «Способ тренировки по методу » — , № 7, 1993.

13. Савельев B. C. «Термобиомеханический резонанс» — Труды Второй Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы фундаментальных наук», М., 1994, т. 2, ч. 1, с. 82.

14. , МастюковаЕ. М. «Клиника и реабилитационная терапия ДЦП» — Москва, 1972.

15. , «Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП» — Ташкент, 1979.

16. , Доценко «Новое в лечении больных детским церебральным параличом» — Вестник Российской академии медицинских наук, №5, Москва, 1996.

17. «Физические методы лечения в неврологии» — Москва, 1983.

18. , «Реабилитация при детских болезнях» — Москва, 1980.

19. «Справочник по детской лечебной физкультуре» — Ленинград, 1983.

20. «Об управлении движениями человека» — Физкультура и спорт, М., 1970.

21. Медицинский реферативный журнал. — Москва, гг.

22. Тезисы докладов. Всесоюзная научно-практическая конференция по детской неврологии и психиатрии. — Вильнюс, 1989.

источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: