Тема 33. Роль биологических и социальных факторов в эволюции человека
а) Возникновение общества, одомашнивание животных, окультуривание растений и овладение природной средой произошло в антропогенезе на стадии: протан гропа, архантропа, палеоантропа, неоантропа (нужное подчеркните).
б) К биологическим факторам эволюции человека относятся: борьба за существование, наследственная изменчивость, груд (нужное подчеркните).
2. Выберите верные утверждения (буквы с правильными ответами обведите кружком)
а) Становление человека как биологического вида проходило через три основных этапа: древнейший человек, древний человек и человек современного типа.
3. Каковы эволюционные предпосылки появления человека па Земле?
Биологические (мутационный процесс, дрейф генов и т.п.), социальный (труд).
4. Заполните таблицу
Признаки, приобретенные человеком в ходе эволюции, и их значение в антропогенезе
Приобретенные признаки | Роль в антропогенезе |
Развитие головного мозга | развитие речи, памяти, мышления |
Освобождение верхних конечностей от функции опоры. Противопоставление большого пальца всем остальным | изготовление и использование орудий труда |
S-образная форма позвоночника, расширение таза, уплощенная грудная клетка | усовершенствование опоры, развитие и облегчение прямохождения |
Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе, развитие мышц ног, сводов стопы | увеличение и ускорение шага, ускорение передвижения |
Перемещение затылочного отверстия черепа к центру его основания, развитие мозгового отдела черепа | череп балансирует на шейных позвонках, увеличение объёма головного мозга приводит к усложнению поведения |
Наличие второй сигнальной системы | развитие общения, культура речи |
5. Распределите факторы эволюции человека по двум группам: биологические и социальные
- А — труд
- Б — речь
- В — естественный отбор
- Г — воспитание
- Д — борьба за существование
- Е — общественный образ жизни
- Ж — образование
- 3 — мышление
- И — наследственная изменчивость
6. Как изготовление орудий труда могло повлиять на развитие двигательных зон больших полушарий мозга?
Изготовление орудий труда связано с развитием лёгкой моторики, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на развитии двигательных зон.
7. Как вы думаете, могут ли современные обезьяны превратиться в человека? Ответ аргументируйте.
Нет. Современные обезьяны имеют с современным человеком только далёких предков, от которых они начали развиваться дивергентно.
30. Роль биологических и социальных факторов в антропогенезе.
Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности.
Антропогенез (от греч. antгopos — человек и genesis — происхождение) — процесс историко-эволюционного формирования человека.
Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов .
Биологические факторы , или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.
Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.
У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).
К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.
Важнейший фактор эволюции человека — труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство). Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.
Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.
Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.
Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы — общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи. Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.
Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования.
Движущие силы антропогенеза. 11-й класс
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Вступительное слово учителя о месте данного урока в изучаемой теме
A) Объем мозга от 100 до 1300 см 3 .
Б) Передние конечности хватательного типа.
B) Слабо развитая обонятельная зона коры головного мозга.
Г) Большое количество борозд и извилин головного мозга.
Д) Слабо развитые надбровные дуги.
Е) Позвоночник с 4 и изгибами.
Выбери признаки,
общие для человека
и человекообразных обезьян
Выбери признаки,
отличающие человека
от человекообразных обезьян
Ниже перечислен ряд признаков, свойственных австралопитеку, синантропу и неандертальцу. Распределите их в нужном порядке.
а) изготовление примитивных орудий труда;
б) изготовление более сложных орудий труда;
в) умение поддерживать огонь;
г) умение добывать огонь;
д) объем мозга 1400 см 3 ;
е) объем мозга 650 см 3 ;
ж) целенаправленная (загонная) коллективная охота;
з) стихийная охота;
и) первые признаки речи;
к) прямохождение;
л) признаки социальных отношений;
м) возникновение социальных отношений;
н) использование предметов.
3. Изучение нового материала
Объяснение учителя темы с использованием схемы.
|
|
Постановка проблемного вопроса
Какова роль наследственной изменчивости естественного отбора в начальном периоде становления человека?
На ранних этапах преобладали биологические движущие силы.
Естественный отбор отбирал:
В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды.
Индивидуальный отбор сформировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа:
Прямохождение
Развитая кисть руки
Крупный мозг
Групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию (формы отношений в стаде).
Главной движущей силой эволюции человека была трудовая деятельность.
Вопрос № 1 для рассуждения
? Какая существует взаимосвязь между трудовой деятельностью и возникновением речи? (Организация дискуссии в классе)
Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.
Вопрос № 2 для рассуждения
? Как передается генетическая информация из поколения в поколение?
Как передается социальная информация из поколения в поколение?
Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ними членораздельная речь сделали необходимым условием жизни передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества-хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур и т.д.)
Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный рост индивидуума.
Каждой взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.
Вывод. Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества.
Антропогенез неотделим от социогенеза.
Вместе они составляют единый процесс становления человечества – антропосоциогенез.
Биологические факторы и их роль в антропогенезе
Анатомо-морфофизиологические и физиологические преобразования
Их роль в антропогенезе
Социальные факторы и их роль в антропогенезе
Их роль в антропогенезе
Изучить § 66, ответить на вопросы к тексту, подготовить презентацию по теме “Движущие силы антропогенеза”.
Внимание! Акция до 14 декабря!
Движущие силы антропогенеза
Автор: Абдульманова Мамдуда Билаловна
Тема: Движущие силы антропогенеза
- Вскрыть движущие сила антропогенеза: биологические и социальные.
- Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза.
- Определить значимость биологических и социальных факторов.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Вступительное слово учителя о месте данного урока в изучаемой теме
A) Объем мозга от 100 до 1300 см 3 .
Б) Передние конечности хватательного типа.
B) Слабо развитая обонятельная зона коры головного мозга.
Г) Большое количество борозд и извилин головного мозга.
Д) Слабо развитые надбровные дуги.
Е) Позвоночник с 4 и изгибами.
Выбери признаки,
общие для человека
и человекообразных обезьян
Выбери признаки,
отличающие человека
от человекообразных обезьян
Ниже перечислен ряд признаков, свойственных австралопитеку, синантропу и неандертальцу. Распределите их в нужном порядке.
а) изготовление примитивных орудий труда;
б) изготовление более сложных орудий труда;
в) умение поддерживать огонь;
г) умение добывать огонь;
д) объем мозга 1400 см 3 ;
е) объем мозга 650 см 3 ;
ж) целенаправленная (загонная) коллективная охота;
з) стихийная охота;
и) первые признаки речи;
к) прямохождение;
л) признаки социальных отношений;
м) возникновение социальных отношений;
н) использование предметов.
3. Изучение нового материала
Объяснение учителя темы с использованием схемы.
|
|
Постановка проблемного вопроса
Какова роль наследственной изменчивости естественного отбора в начальном периоде становления человека?
На ранних этапах преобладали биологические движущие силы.
Естественный отбор отбирал:
- приспособляемость к меняющимся условиям среды;
- особей, способных изготавливать примитивные орудия труда, позволяющим им добывать пищу и защищаться от врагов;
- стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения.
В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды.
Индивидуальный отбор сформировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа:
Прямохождение
Развитая кисть руки
Крупный мозг
Групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию (формы отношений в стаде).
Главной движущей силой эволюции человека была трудовая деятельность.
- Морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука.
- Способствовала сплочению древних людей в коллективы, т.е. созданию общества взамен стада.
Вопрос № 1 для рассуждения
? Какая существует взаимосвязь между трудовой деятельностью и возникновением речи? (Организация дискуссии в классе)
Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.
Вопрос № 2 для рассуждения
? Как передается генетическая информация из поколения в поколение?
Как передается социальная информация из поколения в поколение?
Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ними членораздельная речь сделали необходимым условием жизни передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества-хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур и т.д.)
Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный рост индивидуума.
Каждой взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.
Вывод. Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества.
Антропогенез неотделим от социогенеза.
Вместе они составляют единый процесс становления человечества – антропосоциогенез.
Биологические факторы и их роль в антропогенезе
Анатомо-морфофизиологические и физиологические преобразования
s-образная форма позвоночника
Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе; развитее ягодичных и голенных мышц; усиление первого пальца ноги; развитие свода стопы
Освобождение верхних конечностей от функции опоры
Перемещение затылочного отверстия черепа к центру его основания; развитие мозгового отдела черепа; относительная редукция челюстного аппарата и жевательной мускулатуры
Мощное развитие мозга, особенно лобных, теменных и височных долей больших полушарий
Социальные факторы и их роль в антропогенезе
Наличие постоянных очагов
Удлинение сроков ухода за детьми их обучение
Изучить § 66, ответить на вопросы к тексту, подготовить презентацию по теме “Движущие силы антропогенеза”.
80. Этапы антрогенеза, их зарактеристика. Пути и факторы эволюции человека. Систематическое положение человека в животном мире. Современные доказательства происхождения человека.
ОСНОВН ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦ ЧЕЛ Семейство Гоминиды (Hominidae)
Древнейшие люди (архантропы)
Возраст, лет:2 млн — 200 тыс лет назад
Внеш вид: Рост около 160 см. Массивный костяк. Полусогнутое положение тела.
Объем мозга, см 3 ; череп: 700 — 1200 см3 Кости черепа массивные, лоб покатый, надбровные валики выражены хорошо
Орудия труда: Изготовление хорошо выделанных каменных орудий труда
Образ жизни: Общественный образ жизни, поддержание огня, примитивная речь
Древние люди (палеоантропы)
Возраст, лет:250 — 35 тыс лет назад
Внеш вид: Рост 155 — 165 см. Коренастые люди, ходили несколько согнувшись.
Объем мозга, см 3 ; череп: До 1400 см3 Скошенные лоб и затылок, большой надглазничный валик, подбородочный выступ развит слабо
Орудия труда: Изготовление разнообразных каменных орудий труда (скребки, рубила, остроконечники).
Образ жизни: Коллективная деятельность, забота о ближних, продвинутая речь
Возраст, лет:50 — 40 тыс лет назад
Внеш вид: Рост около 180 см. Физический тип современного человека.
Объем мозга, см 3 ; череп: Около 1400 см3 Мозговой череп преобладает над лицевым, сплошной надглазничный валик отсутствует, подбородочный выступ хорошо развит
Орудия труда: Изготовление сложных орудий труда и механизмов (иголки, костяные гарпуны).
Образ жизни: Настоящая речь, абстрактное мышление, развитие сельского и промышленного хозяйства, техники, науки, искусства, религии
ХАР-КА РОЛИ БИОЛОГИЧ ФАКТОРОВ В АНТРОПОГЕНЕЗЕ
Анатомо-морфологичи физиологич преобраз.
S-образная профильная форма позвоночника; уплощенная в спинно-брюшном направлении грудная клетка; расширение таза и упрочнение крестца роль в антропогенезе: Обеспечивает прямохождение, создает амортизацию головного мозга и надежную опору для внутренних органов.
Анатомо-морфологичи физиологич преобраз. Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе; развитие ягодичных, бедренных и голенных мышц; усиление первого пальца ноги; развитие свода стопы. роль в антропогенезе: Создает свободное перемещение в пространстве вертикально поставленного тела и дает опору стопе во время движения
Анатомо-морфологичи физиологич преобраз. Освобождение верхних конечностей от функции опоры. роль в антропогенезе: Полифункциональность передних конечностей и возможность их использования в трудовой деятельности
Анатомо-морфологичи физиологич преобраз: Перемещение затылочного отверстия черепа к центру его основания; развитие мозгового отдела черепа; относительная редукция челюстного аппарата и жевательной мускулатуры. роль в антропогенезе: Создает прямую посадку головы, увеличивается объем мозгового отдела черепа, возникает бинокулярное зрение, облегчается лицевой отдел черепа
Анатомо-морфологичи физиологич преобраз. Мощное развитие мозга, особенно лобных, теменных и височных долей больших полушарий. роль в антропогенезе: Обеспечивает сложные поведенческие рефлексы
ПРИМЕРЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНЫХ
палеонтологические науч данные. В результате палеонтологических раскопок на острове Ява были обнаружены останки питекантропа, стоящего по своему физиологическому развитию ниже человека, но выше современных человекообразных обезьян.
морфологические. Наличие рудиментов: аппендикс, подкожная мышца шеи, зубы мудрости, рудимент третьего века в углу глаза (развито у птиц и рептилий). Присутствие атавизмов: многососковость, наличие хвоста, густой волосяной покров тела. Сходство скелета: семь шейных позвонков, два мыщелка затылочной кости, три слуховые косточки во внутреннем ухе.
эмбриологические У зародыша человека закладываются: жаберные щели (как у рыб), сердце в виде пульсирующей трубки, клоака. В возрасте 1,5-3 месяцев у человеческого зародыша: развит хвост, мозг состоит из пяти отделов (мозговых пузырей), большой палец ноги короче других пальцев и расположен под утлом, как у обезьян.
генетические Наличие сходства в количестве и строении хромосом. Для человека характерно 23 пары хромосом, для человекообразных обезьян — 24 пары, из которых 13 пар по своему строению одинаковы в обоих случаях. Наличие значительной гомологии ДНК человека и обезьян (гомология ДНК человека и шимпанзе составляет 91-92%.
ПРИЗНАКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Тип Хордовые — осевой скелет, нервная система — спинная нервная трубка — органы дыхания морфологически связаны с органами пищеварения-
Подтип Позвоночные — наличие черепа и позвоночника, парные конечности
Класс Млекопитающие — теплокровность — волосяной покров — млечные железы — выкармливание детенышей молоком
Подкласс Плацентарные — специфический орган — матка, в которой имеется плацента — постоянная температура тела
Отряд Приматы — конечность хватательного типа, первый палец противопоставлен остальным, на пальцах ногти, сосков млечных желез одна пара, кисть способна к пронации и супинации (вращательные движения), зубная система неспециализированная, две генерации зубов, бинокулярное зрение, глазница отделена от височной ямки, сезонность жизни отсутствует
Подотряд Человекообразные — ногти плоские, развитие больших полушарий головного мозга, обонятельные доли редуцированы, хрящевые кольца трахеи незамкнутые
Секция Высшие узконосые — редукция хвоста, расширение и укрепление таза, уплощение грудной клетки, S-образная форма позвоночника, большое число извилин на полушариях головного мозга, развитие лобных долей полушарий головного мозга, 4 группы крови по системе АВО, мочевая кислота не превращается в аллантоин, а выделяется с мочой
Семейство Люди — объем мозга > 900 см3, прямохождение, развитие седалищных и икроножных мышц, прогрессивное изменение гортани, сокращение лицевого отдела и увеличение мозгового
Род Человек — объем мозга больше 900 см3, S-образный позвоночник, расширенный таз, развитие седалищных и икроножных мышц, специфическое распределение волос на теле
Вид Человек разумный — объем мозга больше 1500 см3, полифункциональность верхних конечностей, малый размер клыков, отсутствие гребней на черепе, развитие подбородочного выступа; развитие эрогенных зон на теле, отсутствие волосяного покрова.
Биологические факторы и их роль в антропогенезе (таблица) анатомо- |их роль в антропогенезе и преобразования | образная профильная форма | позвоночника уплотненная в спинно-| брюшном направлении,грудная клет | ка | расширение таза и уплотнение крест| ца | нижних конечностей в| коленном суставе; развитее ягодичн| ых и голенных мышц; усиление перв| ого пальца ноги; развитие свода сто| пы | освобождение верхних конечностей| от функции опоры | перемещение затылочного отверст| ия черепа к центру его основания; | развитие мозгового отдела черепа; | относительная редукция челюстно | го аппарата и жевательной мускулат| уры |
низшее хордовое животное — ланцетник, которого относят к группе бесчерепных типа хордовых. он имеет черты сходства с кольчатыми червями. у него такое же строение органов выделения и нет головного мозга, как и у кольчатых червей. его замкнутая кровеносная система без сердца сходна с кровеносной системой кольчатых червей. мышцы ланцетника расположены в виде лент и поделены поперечными перегородками на сегменты, что также говорит о его сходстве с кольчатыми червями. эти черты сходства указывают на родственные связи между низшими хордовыми и кольчатыми червями. однако между ними имеются существенные различия. у ланцетников появляется внутренний скелет — хорда. нервная система ланцетников в виде трубки тянется вдоль спинной стороны тела над хордой, в то время как у кольчатых червей она в виде цепочки проходит по брюшной стороне тела. дыхательная система ланцетника (глоточные жабры) более совершенна, чем у кольчатых червей. эти различия свидетельствуют о том, что даже низшие хордовые по строению тела стоят выше, чем кольчатые черви.
21 . в соматических диплоидный(2n), в половых гаплоидный(n)
-s-образная форма позвоночника позволила пружинить и быть гибким при вертикальном положении.
-расширение таза и уплотнение крестца при вертикальном положении центр тяжести опустился ближе к тазу, и внутренние органы тоже, таз поддерживает внутренние органы вертикально стоящего человека.
-ягодичные мышцы отводят ногу назад и в ходьбе
-свод стопы — пружинящая походка на двух конечностях. четвероногие животные плоскостопые
-усиление первого пальца стопы — при правильной походке на двух конечностях
-освобождение верхних конечностей позволило трудиться руками
-развитие мозгового отдела черепа — мыслительная деятельность
-редукция челюстного аппарата и жевательной мускулатуры произошла потому, что человек стал жевать вареную пищу, более мягкую
Движущие силы антропогенеза. 11-й класс
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Вступительное слово учителя о месте данного урока в изучаемой теме
A) Объем мозга от 100 до 1300 см 3 .
Б) Передние конечности хватательного типа.
B) Слабо развитая обонятельная зона коры головного мозга.
Г) Большое количество борозд и извилин головного мозга.
Д) Слабо развитые надбровные дуги.
Е) Позвоночник с 4 и изгибами.
Выбери признаки,
общие для человека
и человекообразных обезьян
Выбери признаки,
отличающие человека
от человекообразных обезьян
Ниже перечислен ряд признаков, свойственных австралопитеку, синантропу и неандертальцу. Распределите их в нужном порядке.
а) изготовление примитивных орудий труда;
б) изготовление более сложных орудий труда;
в) умение поддерживать огонь;
г) умение добывать огонь;
д) объем мозга 1400 см 3 ;
е) объем мозга 650 см 3 ;
ж) целенаправленная (загонная) коллективная охота;
з) стихийная охота;
и) первые признаки речи;
к) прямохождение;
л) признаки социальных отношений;
м) возникновение социальных отношений;
н) использование предметов.
3. Изучение нового материала
Объяснение учителя темы с использованием схемы.
|
|
Постановка проблемного вопроса
Какова роль наследственной изменчивости естественного отбора в начальном периоде становления человека?
На ранних этапах преобладали биологические движущие силы.
Естественный отбор отбирал:
В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды.
Индивидуальный отбор сформировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа:
Прямохождение
Развитая кисть руки
Крупный мозг
Групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию (формы отношений в стаде).
Главной движущей силой эволюции человека была трудовая деятельность.
Вопрос № 1 для рассуждения
? Какая существует взаимосвязь между трудовой деятельностью и возникновением речи? (Организация дискуссии в классе)
Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.
Вопрос № 2 для рассуждения
? Как передается генетическая информация из поколения в поколение?
Как передается социальная информация из поколения в поколение?
Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ними членораздельная речь сделали необходимым условием жизни передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества-хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур и т.д.)
Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный рост индивидуума.
Каждой взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.
Вывод. Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества.
Антропогенез неотделим от социогенеза.
Вместе они составляют единый процесс становления человечества – антропосоциогенез.
Биологические факторы и их роль в антропогенезе
Анатомо-морфофизиологические и физиологические преобразования
Их роль в антропогенезе
Социальные факторы и их роль в антропогенезе
Их роль в антропогенезе
Изучить § 66, ответить на вопросы к тексту, подготовить презентацию по теме “Движущие силы антропогенеза”.